Ссылки для упрощенного доступа

«Позитивное наследие патриарха: восстановление в России православной жизни»


Сближение с властью характерно для православия, считает американский священник
Сближение с властью характерно для православия, считает американский священник

Православные американцы скорбят о кончине патриарха Алексия II и считают, что память о нем будет доброй.


Священник американской православной церкви протоиерей Джозеф Ликуар сказал Радио Свобода, что благодаря Алексию православная церковь в России превратилась в стабильный организм.


- Что касается нашей церкви, он поддерживал автокефалию, дарованную нам в 70-м году. Он способствовал возвращению Зарубежной Православной Церкви в лоно патриархии, вернув ее в семейство православных церквей и, что самое главное, он был лидером, обеспечившим восстановление православной жизни в России. Ведь за эти почти два десятилетия произошли удивительные вещи: такой рост числа монастырей, такое количество церквей восстановлено и построено. Это позитивное наследие.


- Но кое-кто видит в этом и негативные аспекты, говоря, например, что церковь слишком сблизилась с властью.


- Такая опасность неоправданного сближения всегда существует. Традиция близости к власти характерна для православия. Возьмите хотя бы православную церковь в Византии. Для нас, православных в Америке, это чуждое понятие, и об этом трудно судить. Как мне кажется, патриарх Алексий все-таки стоял где-то посередине, между теми, кто хотел превратить православие в государственную религию, предлагал церкви заняться государственными делами и теми, кто ратовал за чисто духовную миссию церкви. Не будем при этом забывать, что церковь в России находилась в совершенно особых обстоятельствах. И мы вряд ли когда-нибудь узнаем, на какие компромиссы пришлось пойти патриарху для того, чтобы сохранить и укрепить церковь. Конечно, близость к государству опасна для церкви, она начнет терять прихожан, если будет рассматриваться как орудие государства.


- Какого типа лидер нужен сегодня православной церкви в России?


- Прежде всего, этот новый лидер должен быть избран самой церковью. Я уверен, что у российских властей есть свои предпочтения, но они должны удержаться от соблазна оказать давление на церковь. Если новый патриарх будет рассматриваться как лидер, избранный в результате свободного волеизъявления церкви, то это укрепит ее. Такой шаг будет рассматриваться многими, в том числе и за границей, как один из признаков движения церкви в новом направлении, признаков ее возрождения.


XS
SM
MD
LG