Госдума начала обсуждение законопроекта, наделяющего Центробанк правом назначать своих специальных представителей в российские коммерческие банки. Речь идет о кредитных организациях, которые либо сами получили финансовую помощь, либо проводили средства, выделенные государством другим отраслям экономики. Спецпредставителей предполагается направить и в те банки, на счетах которых были размещены временно свободные средства федерального бюджета.
В принципе у ЦБ уже сегодня есть возможность контролировать финансовую деятельность любого коммерческого банка вплоть до самых незначительных сделок. Условно говоря, если какой-то коммерческий банк предоставил частному лицу кредит на покупку, скажем, холодильника, то в течение нескольких дней Центробанк может узнать практически все детали этой сделки, включая персональные данные заемщика, сроки и условия получения денег.
Проект нового закона предполагает, что ЦБ введет своих специальных представителей в банки, так или иначе участвующие в антикризисном госфинансировании экономики. Фактически, речь идет о дополнительной административной мере, направленной на сдерживание оттока капитала и давления на рубль, полагает аналитик финансовой корпорации «Уралсиб» Леонид Слипченко: в последнее время многие кредитные организации были замечены в переводе средств на зарубежные счета в банках-контрагентах.
В то же время, основной целью нововведений может быть и стремление правительства лучше контролировать расходование предоставляемых ЦБ средств, уверен аналитик инвестиционной компании UnicreditAton Рустам Боташев — причем не столько во избежание оттока капитала, сколько для того, что выделяемые государством на поддержку реального сектора экономики деньги пошли именно туда, а не куда-либо еще.
Во вторник министр финансов Алексей Кудрин заявлял, что по нормам законопроекта специальные представители ЦБ будут иметь доступ к информации обо всех сделках, объем которых превышает один процент от текущей совокупной стоимости активов конкретного банка. В нынешних условиях, когда частные банки если и выдают кредиты, то крайне осмотрительно, осуществлять контроль несложно: любая крупная сделка хорошо заметна и контролеру, и ЦБ, полагает Леонид Слипченко из «Уралсиба».
Судя по имеющейся информации, проект нового закона не предусматривает вмешательства специальных представителей ЦБ в текущую деятельность коммерческих банков, их задача — наблюдать и информировать регулятора. Но на практике, если у наблюдателя нет никаких рычагов влияния на банк, то непонятно, зачем он нужен, отмечает Рустам Боташев из UnicreditAton. «Разделить разрешительную и уведомительную функции будет достаточно сложно, — полагает аналитик, — но в настоящий момент, в условиях кризиса я ничего особо плохого в этом не вижу. Если какие-то банки это не устраивает, то, пожалуйста, никто же не заставляет их брать деньги у Центрального банка, они могут выйти на открытый рынок и сами себя поддерживать».
Процесс должен быть сугубо переговорным, уверен Леонид Слипченко. «Стимулирование кредитования и при этом наложение вето на те или иные кредиты несколько противоречит здравому смыслу, — объясняет свою точку зрения аналитик «Уралсиба». — Любая кредитная активность любого банка должна поощряться в данный момент. В то же время, оценивать риски должен сам банк». Так как пришедший из ЦБ контролер также не будет закрывать глаза на надежность заемщика, Леонид Слипченко полагает, что серьезных ограничений или, наоборот, предписаний в итоге не будет.
Спецпредставители Центробанка могут появиться примерно в 130-150 коммерческих банках России, включая организации, контролируемые государством.