Оказаться никому не нужным – это, пожалуй, одно из самых тяжелых испытаний для человека. В 1984-1985 годах по межправительственному соглашению между Афганистаном и Советским Союзом на территорию советской России было вывезено почти две тысячи афганских сирот. Родители этих детей погибли в ходе афганской войны, участие в которой принимал и Советский Союз. Тогда советское правительство взяло на себя ответственность за последствия событий в Афганистане. Но времена изменились.
Рассказывает вывезенный из Афганистана в 1985 году в числе афганских детей-сирот Каэстони Абдул Фатах Рашид: «Я приехал в девятилетнем возрасте в школу-интернат города Волгограда по межправительственному соглашению между республикой Афганистан и бывшим СССР. Пять лет в школе-интернате проучился, потом поступил в техникум. Потом приехал в Иваново. Я женился. Хотел сделать документы на гражданство, до этого была регистрация в ОВИРе. Потом нас всех иностранцев перевели в миграционную службу. В миграционной службе мне отказали в выдаче документов».
Миграционная служба потребовала у Фатаха справку из Афганистана об отсутствии судимости.
«Я уехал в девятилетнемлетнем возрасте, - рассказывает Фатах. - Нереально мне было выправить эту справку. Правительство в Афганистане сменилось, пришли моджахеды, потом правительство сменилось на талибов. При каждой смене правительства архив сгорал. Никаких документов, видимо, не осталось. Все документы я получил здесь, в России. Так как справки не было, попросили выдворить из Российской Федерации в течение месячного срока официальным письмом миграционной службы. Я обратился к адвокату «Мемориала» Мартыновой Светлане. Она стала заниматься нашими делами.
Историю Фатаха комментирует юрист сети «Миграция и право» фонда Управления Верховного Комиссара по делам беженцев ООН, сотрудник межрегионального правозащитного защитного центра «Мемориал» Светлана Мартынова: «Для того чтобы получить гражданство, сначала иностранному гражданину необходимо получить разрешение на временное проживание. Для того чтобы приобрести это разрешение на временное проживание, необходима справка об отсутствии судимости, выданная полномочным органом государства. Вся проблема заключается в том, что у этих граждан, которые получили убежище в свое время на территории Российской Федерации, невозможно получение вот этой справки об отсутствии судимости. Посольство не выдает эту справку. А если посольство это справку предоставляет, то МИД отказывается легализовывать данные справки:.
Если вспомнить, что Фатаху было всего девять лет, когда он прибыл на территорию Советского Союза, можно понять, что никакой судимости на территории Афганистана этот человек иметь не мог. Но здравый смысл – это не доказательство. Светлане Мартыновой пришлось убедить суд в том, что миграционная служба неверно трактует Закон «О беженцах».
«Основанием для отказа лицу в рассмотрении ходатайства по существу о предоставление временного убежища является положение, если лицо состоит в браке с гражданкой Российской Федерации. В соответствии с законодательством Российской Федерации имеется противоречие, то есть граждане имеют брак с российской гражданкой, но получить разрешение на постоянное или на временное проживание не могут по той причине, что необходима справка об отсутствии судимости. Таким образом, даже если они имеют брак, возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации у них отсутствует» - рассказала Светлана Мартынова.
Впоследствии решение, вынесенное в пользу Фатаха Каэстони, который получил в 2005 году возможность остаться в России на законных основаниях еще на один год, было использовано при рассмотрении других дел о выдворении из России афганских сирот.
«Если бы не было этой организации «Мемориал» и адвоката этой организации Мартыновой Светланы, то у меня бы ничего не вышло, - говорит Фатах Каэстони. - Потому что другие адвокаты просто бы взяли деньги, подали заявление, а дальше мое дело зашло бы в тупик, так как опыта ведения подобных дел у них нет - не знают они откуда эти данные брать. Во всем помогла эта организация. Дальше опять буду обращаться в эту организацию, потому что больше не к кому обратиться, никто не сможет помочь. Статус продлен еще на год. А что дальше будет? Тоже неизвестно».
Сам Фатах называет себя обрусевшим. Россия стала для него родиной. Здесь семья, друзья, работа. Фатах, как и другие привезенные из Афганистан сироты, прожившие в России более 20 лет, не теряет надежды на то, что Россия когда-нибудь смилуется над своими приемными детьми, и позволит им занять место среди своих граждан. Но пока Фатах рассчитывает только на помощь неправительственных организаций.