В суде Беслана сегодня началось рассмотрение по существу дела милиционеров, обвиняемых в преступной халатности, повлекшей захват школы в сентябре 2004 года. На скамье подсудимых - бывший начальник Правобережного РУВД Мирослав Айдаров и два его бывших заместителя - Теймураз Муртазов и Гурам Дряев.
Сегодня суд начался с двадцатиминутным опозданием. Председательствующий судья Виталий Бесулов объявил, что слушания являются организационными. В числе обсуждаемых ходатайств был и вопрос о прессе. Во время прений сторон представители гособвинения заявили, что присутствие журналистов на процессе нежелательно, а их нахождение возможно в зале суда только для протокольной съемки. Представители потерпевших настаивали на необходимости присутствия прессы на протяжении всего суда. В результате судья вынес решение о том, что журналисты имеют право присутствовать в зале суда - по крайней мере, на сегодняшнем заседании. После этого был объявлен перерыв, и в зал суда пригласили представителей СМИ.
В качестве свидетелей и потерпевших по этому делу выступят 450 человек, однако сегодня из потерпевших в зал суда пришли лишь 16. Причем среди них не было ни руководителя Комитета «Матери Беслана» Сусанны Дудиевой, ни руководителя организации «Голос Беслана» Эллы Кесаевой. Возможно, они появятся на последующих заседаниях - по крайней мере, они присутствовали на закрытых предварительных слушаниях, которые проходили в течение четырех предыдущих месяцев.
На сегодняшнем заседании представитель гособвинения приступил к оглашению обвинительного заключения. Из него следует, что руководитель правобережного района Мирослав Айдаров, а также двое его заместителей, Теймураз Муртазов и Гурам Дряев, не отнеслись соответствующим образом к распоряжениям милицейского руководства республики. Ими были получены соответствующие телефонограммы о том, что возможен захват объектов жизнеобеспечения, мест массового скопления людей, в том числе школ и учебных учреждений, однако распоряжения были исполнены лишь на бумаге. Каких-либо мер для предотвращения подобных ситуаций, для предотвращения прохода террористов через административную границу с Ингушетией предпринято не было.
Когда представитель гособвинения стал зачитывать фамилии погибших в бесланской школе, все присутствующие в зале суда встали.