Минфин пообещал доступные кредиты

Денег, во всяком случае, краткосрочных, в банковской системе сейчас достаточно

По словам Алексея Кудрина, госбанки готовы кредитовать компании по ставкам от 8% годовых. Обстановку на российском кредитном рынке комментируют Рустам Боташев (Unicredit Securities) и Наталия Орлова (Альфа-банк).


Государственные банки России готовы предоставлять кредиты компаниям под 8-12 процентов годовых в зависимости от качества заемщика, заявил министр финансов Алексей Кудрин. Нижняя граница этого диапазона оказывается даже меньше ставки рефинансирования Банка России. Эксперты напоминают, что реальная стоимость кредитов определяются реальной же рыночной стоимостью денег в стране в данный момент, так что значимость "официальной" ставки будет неуклонно снижаться.


Ровно год назад Центробанк РФ провел первый в своей новейшей истории аукцион, на котором предложил коммерческим банкам кредиты вообще без какого-либо залога. Это была очередная попытка финансовых властей наполнить банковскую систему короткими деньгами, которых тогда, на фоне расширяющегося кризиса, остро не хватало.


Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что проблема краткосрочной ликвидности в российской банковской системе решена, полагает аналитик инвестиционной компании Unicredit Securities Рустам Боташев ― ее хватает всем, в том числе, и организациям, не входящим в первую тридцатку. "Это можно оценить, например, по стоимости денег на межбанковском рынке, ставки на котором сегодня ниже 10 процентов, ― поясняет эксперт. ― Еще недавно на пике они могли превышать и 30 процентов".


В то же время компаниям реального сектора банковских кредитов по-прежнему остро не хватает.


"Если бы Центральный банк не "влил" столько рублевой массы в систему, то банки сейчас даже не задумывались бы о кредитовании, ― предупреждает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. ― Но нормализация ситуации на межбанковском рынке и предложение ликвидности ― это лишь первый шаг к тому, чтобы кредитование заработало. Дальше, безусловно, возникают другие вопросы ― качество заемщиков, наличие более "длинных" ресурсов и в целом способность банков кредитовать".


В качестве альтернативного источника средств для компаний и предприятий финансовые власти России могут предложить им обмен привилегированных акций на государственные облигации (в частности, ОФЗ, то есть облигации федерального займа). "Привилегированность" акций гарантирует их владельцам определенные дивиденды, но не дает права голоса на собрании акционеров. Кстати, подобные меры довольно широко применялись осенью прошлого года как в США, так и в некоторых странах Европы.


"Если компаниям дадут ОФЗ в обмен на привилегированные акции, они заложат их под новые кредиты. И это будет весьма ликвидный залог, фактически это гарантии государства, ― рассуждает Рустам Боташев. ― Могут ли упасть цены этих облигаций, если их окажется много? Вряд ли, ведь это бумаги с фиксированной доходностью. Их стоимость зависит именно от общей стоимости денег в финансовой системе, а не от того, много их выпущено или мало".


Качество заемщиков, то есть платежеспособность компаний-клиентов банков, не повысится само по себе. Им нужны либо новые деньги на собственное развитие, либо резкий рост спроса на продукцию. И то, и другое сегодня проблематично. Остается занимать на финансовых рынках ― через продажу собственных акций (например, в виде первичного размещения, IPO) или облигаций.


Платежеспособность заемщиков не повысится сама по себе

"Мы видим оживление на облигационном рынке по всему миру, в том числе в России, ― соглашается Наталия Орлова. ― Что касается IPO, то в России сейчас их нет, но компании Турции и стран Латинской Америки начинают выводить свои акции на рынок. Тем не менее, главными все-таки являются именно фактор спроса на продукцию, а также вопрос о том, смогут ли компании эффективно распорядиться деньгами, привлеченными с финансовых рынков?"


Министр финансов Алексей Кудрин говорил о том, что государственные банки в каких-то случаях могут предоставлять компаниям кредиты по ставкам, ниже официальной ставки рефинансирования Банка России. На сегодня это 10 процентов годовых.


"Ставка рефинансирования ограничивает уровень процентных ставок снизу. Поэтому "длинные" кредиты ниже ставки рефинансирования мы вряд ли увидим, ― рассуждает главный экономист Альфа-банка. ― Ставка рефинансирования, видимо, будет снижаться, тогда и кредиты станут дешевле. Но снижение ставки возможно только в условиях дальнейшего снижения инфляции. И пока банки очень осторожны со снижением кредитных ставок. Дело в том, что существует еще понятие "премии за риск". Даже если сама цена "коротких" денег снижается, премия за риск может оставаться большой".


"Здесь играет роль не ставка рефинансирования, а стоимость заемных денег, ― уточняет аналитик Unicredit Securities. ― Ставка рефинансирования, по крайней мере, всего год назад, еще вовсе не отражала стоимость денег. Позже, когда все остальные источники финансирования исчезли, ими стали фактически Центробанк и министерство финансов, поэтому ставка рефинансирования приобрела некий смысл. Но, думаю, по мере улучшения ситуации на долговых финансовых рынках, ставка рефинансирования вновь окажется лишь некой формальной величиной. Поэтому следует говорить о стоимости денег, то есть о ставках, по которым банки могут занять друг у друга. И я очень сильно сомневаюсь, что сегодня можно будет получить сколько-нибудь долгосрочные средства в рублях дешевле чем под 10 процентов годовых".


Пока что министерство финансов расширяет практику предоставления государственных гарантий по банковским кредитам. Судя по словам Алексея Кудрина, общая сумма уже одобренных в пересчете составляет почти 1,5 миллиарда долларов.