Музыка в романе «Мастер и Маргарита»

"Мастер и Маргарита" в Македонском национальном театре

** Воспоминания о киевском Подоле.** Грузинская песня ** Актёру Юлиану Паничу – 85.** Радиоэссе «Красное сухое — это я».

Владимир Абаринов:

«Михаил Булгаков – один из самых музыкальных русских писателей. В «Мастере и Маргарите» даже фамилии персонажей музыкальные: Берлиоз, Стравинский, Римский, Фагот, он же Коровьев — бывший регент. С чего начинается музыкальное сопровождение романа? С «Евгения Онегина»: Иван Бездомный преследует Воланда и его свиту, «и из всех окон, из всех дверей, из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов» вырывается «хриплый рев полонеза из оперы "Евгений Онегин"». Почему отовсюду? Потому что оперу передают по радио. Почему хриплый рев? Потому что репродукторы тогда были плохие, они или шептали, или хрипели». Конечно, Иван злится - ему надо бежать быстро, а полонез сбивает с ритма.

В ресторане у Грибоедова своя музыка - знаменитый фокстрот "Алилуйя". Это хит бродвейского мюзикла "Свистать всех наверх". Спектакль был поставлен в 1927 году. А в 1930 году вышел фильм с тем же названием. Булгаков мог видеть и фильм (скажем, в Американском Посольстве) и слышать его в исполнении джазового оркестра Александра Цфасмана. Этот оркестр покорил столицу как раз в 1928 году. И именно в обработке Цфасмана "Алилуйя" звучит в сериале Владимира Бортко...

«Перед тем, как попасть на бал к Воланду, Маргарита побывала на шабаше ведьм. И тут уже нам никак не обойтись без «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза, сюжет которой удивительно напоминает историю Мастера и Маргариты».

Воспоминания.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Заставка к рубрике "Воспоминания", радиожурнал "Поверх барьеров"

В музыке образ величественного, возвышенного Киева создал М. П. Мусоргский. Но в Киеве были и есть не только купола и подъемы, но и свои подвалы и спуски. Самый низкий район Киева, прилегающий к Днепру, издавна называют Подолом. Пастернак рифмовал Подол с «гудением пчел», с «запахом маттиол», с соблазнами «южных смол». О медвяном, цветочном, смоляном Подоле, Подоле еврейско-украинско-русском вспоминает писательница Инна Лесовая:

Инна Лесовая

«Считалось, что Подол — это место, где живут люди не самого высокого пошиба, что там постоянно случается что-то плохое. Были рассказы о голоде, что, мол, на Подоле купили пирожок и в этом пирожке оказался человеческий палец. Все страшное случалось на Подоле. Когда говорили «Подол», «у него подольские манеры», «знаете, она такая типичная подольская мещанка», «язва подольская», то имели в виду нечто яркое, вульгарное».

Полностью воспоминания Инны Лесовой можно прочесть здесь.

Грузинская песня.

«Когда мы поём или слушаем грузинскую песню, в каждом из нас заново рождается грузин» (Мераб Мамардашвили)

Юлиану Паничу – 85.

Актёр, режиссёр, в прошлом сотрудник радио «Свобода» Юлиан Панич отметил юбилей:

Юлиан Панич

«Я смотрю на свои фотографии. Они прекрасно отображают путь человека, кругло-кругло-круглолицего человека, который пришёл в театральную школу. Пухлое такое, гладенькое, вкусненьке. И потом развитие лица, фигуры и фактуры. Я относился к своим физическим данным критически. Я счастлив, что Григорий Михайлович Козинцев во время проб на фильм «Гамлет» сказал мне: «Посмотри на себя сам, и ты поймёшь, почему я тебя не взял на роль Лаэрта». Я увидел свою сутулую спину, мой уже наметившийся второй подбородок. Мне было 32 года, и я быстро перешёл в другую профессию: режиссёра».

«Красное сухое».

Радиоэссе «Красное сухое — это я».

«Словосочетание "алкогольная зависимость" — это эвфемизм. Так в наш политкорректный век называют алкоголизм. Я честно признаюсь: я тоже страдаю… винной зависимостью. Это писательское страдание. Хотя бы четыре раза в году — зимой, весной, летом и осенью —я непременно пишу что-нибудь о вине. Такие уж у меня "Времена года". Что же это за "зависимость", "зависимость" от чего? Отвечу: от цвета (пурпурного, рубинового, бордового, золотистого, ржавого, багряного), от запаха (земляничного, крыжовенного, абрикосового, смолистого, миндального), от вкуса (терпкого, айвового, кедрового, черносмородинного). Я часто повторяю про себя: "Долой независимость!". Это как с любовью: зависеть от того, кого любишь, – большая удача».