Полсотни российских банков закрыли за отмывание «грязных денег»

То, что убийства зампреда ЦБ, главы филиала Внешторгбанка 24 и совладельца Спецсетьстройбанка произошли в течение двух с половиной месяцев, в прокуратуре считают стечением обстоятельств

Количество раскрытых преступлений, связанных с отмыванием нелегальных доходов в России растет. За 2006 год Центральный банк отозвал лицензии у более чем 50 банков, тогда как за предыдущие два года было отозвано более 70 лицензий, то есть за каждый год меньше, чем за неполный нынешний. Такие данные привел сегодня министр финансов России Алексей Кудрин на конгрессе бухгалтеров и аудиторов, передает РБК.


По данным Кудрина, Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) возбудила более 200 дел по отмыванию преступных доходов. «Это говорит о том, что мы находим банки, которые проводят сомнительные операции, - сказал министр. - На компьютерах Росфинмониторинга большинство таких операций отражается, и задача заключается в том, чтобы доказать в судебном порядке наличие сомнительных операций».


В конце октября заместитель министра внутренних дел Андрей Новиков сообщил, что, по данным его ведомства, ежегодно в России преступники легализуют 250-300 миллиардов рублей. По его словам, наиболее криминализированная обстановка в части легализации преступно нажитых доходов сохраняется в кредитно-финансовой системе и на потребительском рынке.


За девять месяцев нынешнего года доля подобных преступлений из общей массы зарегистрированных дел в кредитно-финансовой системе составила 31,1%. Тогда как годом ранее она составляла 28,6%. Прокуратура возбудила 60 уголовных дел по эпизодам об отмывании доход, по которым сумма обналиченных денег превысила 152 миллиарда рублей.


Однако, по мнению главы Счетной палаты России Сергея Степашина, которое он высказывал месяц назад, проблема отмывания «грязных денег» пока не может быть полностью решена из-за существующих проблем в законодательстве. В середине октября в Государственную Думу был внесен законопроект об ограничении трудовой деятельности лиц, которые были уличены в отмывании денежных средств.


Сторонником подобных жестких мер в сфере «очищения» банковской среды от «грязных денег» был убитый в сентябре первый заместитель руководителя Центрального банка Андрей Козлов. Именно он контролировал в ЦБ направление, связанное с отзывом лицензий и системой страхования частных вкладов. Одной из версий правоохранительных органов, расследовавших его убийство, была профессиональная деятельность чиновника ЦБ. Накануне на пресс-конференции глава Генпрокуратуры России Юрий Чайка сказал, что в расследовании этого преступления можно поставить точку, оно фактически раскрыто.


«Что касается убийства первого заместителя председателя Центробанка Андрея Козлова, то я должен сказать. что в ходе расследования арестован ряд лиц, имеющих непосредственное отношение к совершенному преступлению. То есть дело считается раскрытым», - сказал он, не назвав ни имен заказчиков преступления, ни имен исполнителей, ни причин самого убийства.


Еще в конце октября первый заместитель генпрокурора Александр Буксман заявил, что следствие по делу об убийстве Андрея Козлова установило мотивы преступления. Из просочившихся в прессу данных стало известно, что арестованы трое подозреваемых граждан Украины. Это Алексей Половинкин и Максим Прогляда, которые стреляли в Козлова и его водителя, а также Александр Белокопытов, который увез преступников с места убийства на футбольном стадионе в Сокольниках. Комментируя это, представители прокуратуры говорили, что теперь пытаются выйти на заказчика убийства, однако до сих пор никакой информации на этот счет в Генпрокуратуре не дают.


Кроме того, судя по выступлению Юрия Чайки, он никак не связывает громкое убийство чиновника главного регулятора российской банковской системы с двумя убийствами участников этой системы - банкиров - которые произошли в Москве позже - в октябре и ноябре этого года. Через три недели после смерти Козлова стало известно о гибели директора филиала Внешторгбанка 24, бывшего депутата Моссовета Александра Плохина, а в конце ноября – о заказном убийстве совладельца Спецсетьстройбанка Константина Мещерякова. Гибель обоих банкиров связывают с их профессиональной деятельностью. Как и Плохина. Мещерякова убили выстрелом в голову в подъезде собственного дома. Тот факт, что участники банковского рынка погибли один за другим Юрий Чайка прокомментировал как обычное стечение обстоятельств: «Общее количество убийств ни больше, ни меньше совершается. Я же говорю, это жизнь, ни больше ни меньше».