Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.
Кирилл Кобрин: Замоскворецкий суд Москвы отказал в удовлетворении иска группы православных граждан (так это называется официально) к организаторам выставки современного искусства "Россия-2". Истцы утверждали, что экспонаты выставки носят "кощунственный, богохульный и чудовищно безнравственный характер". Репортаж нашего корреспондента Лили Пальвелевой.
Лиля Пальвелева: Выставка «Росссия-2» проходила ровно год назад в Центральном доме художника. Группа православных сочла, что выставка нанесла им моральный вред, причиненный оскорблением религиозных чувств, и потребовала выплатить им в качестве компенсации 5 миллионов рублей.
Судебное разбирательство длилось долго, производство по иску то прекращалось, то возобновлялось, и всякий раз вспоминали другой, схожий прецедент - суд над устроителями выставки «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре. Ее организаторы были признаны виновными.
А вот куратор проекта «Россия-2» Марат Гельман теперь торжествует.
Марат Гельман: Наша радость заключается даже не в том, что мы выиграли суд, а в том, что мракобесам присудили оплатить наши издержки на адвокатов. До этого они нас пугали, что мы проиграем этот суд, что не дадут жить нам спокойно. А так они подумают, стоит ли зря тратить такие большие деньги.
Лиля Пальвелева: А велики ли эти издержки?
Марат Гельман: 60 тысяч рублей, то есть это чуть больше 2 тысяч долларов, но мне кажется, что реальные издержки все-таки. Я считаю, что произошла абсолютно нормальная вещь. Я благодарен нашим адвокатам. Мы выстроили стратегию таким образом, что это, конечно же, суд не против нас, а это несогласие с современным искусством в целом, что борьба мракобесов с искусством имеет тысячелетнюю историю. Всякий раз, в конце концов, художник побеждал. Мы говорили о том, что искусство - это не забава меньшинства, а что искусство - это очень важная функция, это функция модернистская в обществе, функция продвижения всего нового и мнение самого общества. То, что раньше считалось плохим, то сегодня считается как бы традиционным, нормальным.
Лиля Пальвелева: Как отнеслись к решению суда ваши оппоненты?
Марат Гельман: Это мне неизвестно. Может быть, они будут пытаться апеллировать. Я знаю, что вчера они, видимо, предугадав сегодняшнее решение суда, обратились с обращением к Путину о том, чтобы остановить нашу деятельность. Они сейчас будут пытаться, видимо, неправовым каким-то способом, давлением... Собственно говоря, на суд сегодня тоже пытались оказать давление. Они принесли с собой заявление известного своими националистическими взглядами депутата Чуева. Депутат написал, как важно наказать Гельмана.
Лиля Пальвелева: Чем мотивировал? За что Гельмана наказать?
Марат Гельман: За свободомыслие, я думаю. Мракобесы не мыслят рационально. Они считают, что с инакомыслящими надо обязательно бороться.
Лиля Пальвелева: Марат Гельман надеется, что результаты этого судебного разбирательства охладят чрезмерный пыл ревнителей благочестия, и впредь судов над художниками в России не будет.