В конце марта - начале апреля начинается миграция диких птиц из южных районов России на Кольский полуостров. С их прилетом связывается и приход в регион птичьего гриппа. В число мероприятий, проводимых специалистами санитарных служб Мурманской области, включен и отстрел птиц. Мурманские орнитологи бьют тревогу.
Конечным пунктом миграции диких птиц на Кольском полуострове является единственный на севере Европы Лапландский биосферный заповедник. Раскинувшийся на более чем 200 тысячах гектаров тундры, он является пристанищем для 198 видов пернатых, большинство из которых занесены в Красную книгу. Особое беспокойство специалистов вызывает то обстоятельство, что большинство птиц кочуют на русский север из так называемых инфицированных регионов: из Ставропольского края, Закавказья и Чеченской республики. Не меньшая озабоченность связана с близостью Лапландского заповедника к границам с Норвегией, Финляндией и Швецией. Североатлантические регионы Европы не смогли уберечься от нашествия коварного H5N1 и могут представлять из себя «трамплин» для проникновения гриппа в Мурманскую область. Кроме того, конец апреля - начало мая - это время перелета птиц по побережью Баренцева и Белого морей, под ударом вируса может оказаться и Кандалакшский природный резерват. Во-первых, сюда слетаются пернатые из стран Индокитая, а во-вторых, побережье Белого моря является традиционным местом обитания диких птиц, курсирующих вдоль берегов Скандинавии.
Но дает ли это все право на бесконтрольный отстрел диких птиц, которого к концу апреля ждут мурманские зоологи? Научный сотрудник Лапландского заповедника, орнитолог Алекс Гилязов говорит, что в других регионах России птиц стреляют уже сотнями, при этом целенаправленно уничтожают целые виды. Администрация Мурманской области также выделила около 40 тысяч рублей на приобретение патронов и расходных материалов.
«Птиц миллионы, и они очень подвижны. Если предпринимать какие-то меры для того, чтобы их уничтожать, распугивать, чтобы они меньше контактировали, то это просто бессмысленное мероприятие. Для того чтобы предотвратить полностью, радикально заражение от диких птиц, нужно их уничтожить до последней особи», - говорит Алекс Гилязов.
Опасения орнитолога Алекса Гилязова понятны. Двустволки действительно становятся единственным аргументом в споре с птичьим гриппом, - восклицает директор Лапландского заповедника Сергей Шестакова. Однако власти, перекладывая ответственность на плечи руководителей заповедных угодий, забывают о необходимости наводить порядок, прежде всего, в птицеводческих хозяйствах и на личных подворьях. Конечно, в Мурманской области разработан комплексный план профилактики птичьего гриппа. Специалист Мурманского управления Россельхознадзора Светлана Молодкова отмечает, что пути проникновения любой инфекции на птицефермы должны быть полностью перекрыты: «На такие предприятия, как правило, вход осуществляется через санпропускник, исключается полностью доступ посторонних людей, кроме персонала, производится защита территории от дикой птицы, исключается доступ к кормам. Вакцинация будет предусмотрена только тех птиц, которые находятся на личных подворьях граждан и в фермерских хозяйствах открытого типа».
Свою озабоченность высказывают и медики, ожидающие мутации вируса.
«Вирус H5N1 времени на раздумье не оставляет, но это не значит, что нужно отдавать заведомо невыполнимые распоряжения по отстрелу диких птиц, когда гораздо эффективнее навести порядок на птицеводческих фермах», - считает Алекс Гилязов.