Ссылки для упрощенного доступа

Правым помогла война


Единства взглядов в Израиле нет, но правые настроения набирают силу, отмечает Ирина Звягельская
Единства взглядов в Израиле нет, но правые настроения набирают силу, отмечает Ирина Звягельская

Президент Израиля Шимон Перес в ближайшее время назовет лидера будущей парламентской коалиции. По мнению наблюдателей, многое зависит от того, кого из потенциальных кандидатов поддержит лидер популярной среди выходцев из России и СССР партии "Наш дом — Израиль" Авигдор Либерман.

По итогам выборов в лидеры вышла партия "Кадима" во главе с нынешним министром иностранных дел Ципи Ливни — она получила 28 мест в парламенте. Вслед за ней идет партия "Ликуд", которую возглавляет Беньямин Нетаньяху — 27 мест. На третьем месте — партия "Наш дом — Израиль" Авигдора Либермана, получившая в новом составе кнессета 15 мест. Лейбористы из Партии труда Эхуда Барака будут представлены 13 депутатами, партия ШАС получила 11 мест.


О новом раскладе сил и о том, как он скажется на проводимой Израилем политике, обозреватель Радио Свобода беседовал с доктором исторических наук, профессором Института востоковедения РАН Ириной Звягельской.


— Итоги выборов были предсказуемы?

— Вполне, хотя еще незадолго до выборов говорили, что, скорее всего, "Ликуд" получит больше мандатов, чем "Кадима". Мне кажется, это война в Газе изменила ситуацию, дав "Кадиме" возможность незначительно вырваться вперед. Но общий расклад сил в пользу правого лагеря не изменился.


— Есть информация, что подписанное "Ликудом" и партией "Наш дом — Израиль" соглашение о передаче остаточных голосов может этот разрыв в 1 мандат ликвидировать. Фактически, победителем выборов становится партия Нетаньяху?

— Действительно, возможно, что они получат остаточные голоса. Но дело не только в этом. "Ликуд" способен быстрее создать большую жизнеспособную коалицию правого толка, потому что он всегда договорится с Либерманом. А вот "Кадима" находится в сложном положении: она вряд ли сможет столь же успешно создать по-настоящему действенную коалицию. Тем более, что в Израиле левый лагерь включает и арабские партии, которые никогда не входят в правящие коалиции.


— То есть, скорее всего, Шимон Перес назовет кандидатом на пост премьера Беньямина Нетаньяху?

— Есть еще один вариант, хотя сейчас он и выглядит малореальным — это создание широкого правительства с "Кадимой" и "Ликудом".


— Вариант ротации власти?

— Да, именно. Учитывая весьма сложную политическую ситуацию в Израиле, может быть, это был бы и лучший сценарий. Он, конечно, ограничивал бы возможности и "Кадимы" и "Ликуда", но в разных планах. Тем не менее, до сих пор "ликудовцы" от него отказывались, чувствуя, что у них еще есть шанс. И хотя Перес предпочел бы дать возможность сформировать правительство Ципи Ливни, под влиянием того, что "Ликуд" может представить некую коалицию уже сейчас, он, возможно, вынужден будет отдать право на создание коалиции Нетаньяху.


— Объявлено, что политическая активность избирателей составила 60-65 процентов. Насколько это хороший результат?

— Очень хороший. Активность на прошлых выборах была ниже.


— С чем это может быть связано?

— Одной из причин, конечно, стал конфликт в Газе. Израильтяне очень трепетно относятся к безопасности. И правительство, которое предпринимает меры для ее обеспечения, всегда будет пользоваться широкой поддержкой. Именно стремление избирателя проголосовать за тех, кто, с его точки зрения, обеспечит безопасность израильских граждан несмотря ни на что, во многом обеспечило такую высокую явку. Само по себе укрепление правого лагеря отражает настроения, появившиеся в ходе войны и после нее. Налицо некое "поправение", недаром очень националистическая партия Либермана получает 15 мандатов.


— Представитель Палестинской администрации на переговорах с Израилем заявил, что ни Ципи Ливни, ни Беньямин Нетаньяху не смогут обеспечить израильтянам мир с палестинцами. "Израильтяне, по всей видимости, голосовали за то, чтобы парализовать мирный процесс", - цитируют его информационные агентства. В этом плане выборы в кнессет действительно ничего не изменили?

— Не думаю, что израильтяне голосовали за то, чтобы парализовать. Хотя, безусловно, они поддержали правый, более жесткий подход, в том числе и к проблеме израильско-палестинских отношений. И третье место партии "Наш дом — Израиль" — очень хороший для нее результат — это ужесточение только подтверждает.


— Можно ли говорить о единстве израильтян в этом контексте?

— О полном единстве взглядов, особенно в такой стране, как Израиль, говорить не приходится. Мы говорим только о доминирующих тенденциях. Расклад неоднозначен, посмотрите, "Кадима" все-таки набрала свои 28 мандатов. "Авода", хоть многое и потеряла, но получила свои 13 мест. Другое дело, что успех партии "Наш дом — Израиль" для многих стал неожиданностью.

XS
SM
MD
LG