На фоне вспышки свиного гриппа Всемирная организация здравоохранения повысила уровень пандемической угрозы до четвертого по шестибалльной шкале. Почему новый вирус гораздо опаснее, чем его нашумевший "птичий" предшественник, Радио Свобода объяснил вирусолог Даниил Голубев.
Власти Мексики признали, что количество умерших от свиного гриппа превысило сто человек. С симптомами этой болезни госпитализировано уже более полутора тысяч жителей. В Мехико закрыты все школы и университеты, впервые со времен землетрясения 1985 года в стране отменены публичные мероприятия. Президент Фелипе Кальдерон заявил, что ситуация под контролем: по его словам, в Мексике "достаточно лекарств, чтобы оказать помощь заболевшим при любом развитии событий".
Случаи заболевания свиным гриппом зафиксированы в США, Канаде и Новой Зеландии. Американские власти ввели режим чрезвычайной ситуации в области здравоохранения. В Европе подтвержден первый случай заболевания. Как сообщается, больной недавно вернулся в Испанию из Мексики. Как сообщается, зафиксированы единичные случае в Израиле, Австралии, Бразилии, Гватемале и ряде других стран.
Россия из-за вспышки свиного гриппа с 26 апреля ввела запрет на ввоз мясных продуктов (в том числе в багаже авиапассажиров и в составе бортового питания) из Мексики и американских штатов Техас, Калифорния и Канзас. Главный государственный ветеринарный инспектор РФ Николай Власов в понедельник призвал соотечественников по возможности воздержаться от поездок в Мексику, страны Центральной Америки и на юг США.
Глава Всемирной организации здравоохранения Маргарет Чан заявила, что вспышка заболевания в Мексике имеет потенциал пандемии. ВОЗ уже повысила уровень пандемической угрозы с третьего до четвертого (из шести возможных). Он свидетельствует о том, что вирус уже передается от человека к человеку. Однако эксперты утверждают, что мир лучше подготовлен к возможной пандемии, чем во время вспышки заболевания птичьим гриппом пять лет назад. Подробнее о новой угрозе в интервью обозревателю Радио Свобода Андрею Шарому рассказал известный американский вирусолог, доктор медицинских наук Даниил Голубев.
— Откуда берутся такие неприятные вирусы?
— На этот вопрос никто в мире сейчас ответить не может. Реальное происхождение этого вируса так же загадочно, как и возникновение всех пандемических штаммов — сингапурского, гонконгского, "испанки". Можно только говорить о характеристиках этого вируса и строить догадки о его происхождении.
— Но все-таки, как это происходит? Как первая свинья заболела этим гриппом?..
— Нет, дело не в свинье. Дело в том, что произошла встреча генетических элементов вирусов человеческих, птичьих и свиных. Где произошла эта рекомбинация и комбинация генов, сегодня не известно — возможно, в организме свиньи, возможно, птицы или человека. Ясно, что этот вирус новый, что он возник в результате таких генетических взаимодействий. Слово "свиной" обозначает только историческую связь этого агента с антигенами свиных вирусов разновидности H1N1, а в принципе, это гибрид трех генетических источников.
— Журналисты все чаще проводят аналогии между этим новым заболеванием и испанским гриппом, напоминая, что испанка унесла в начале прошлого века 5 миллионов человек. Напрашивается вывод, что и сейчас 5 миллионов человек тоже могут умереть. Это правда?
— Опасность пандемического распространения этого вируса очень серьезна. На протяжении последних лет я был категорически не согласен с тем, что птичий грипп может стать пандемическим. Сегодня я этого не говорю. Потому что вирус, который вызвал все эти тяжелейшие последствия, в частности, в Мексике, это вирус человеческого типа, в генетических источниках которого — все представители царства гриппозных вирусов.
— Известны ли какие-то способы предотвратить заражение?
— Я удивляюсь, почему сейчас не пропагандируется необходимость довакцинироваться той вакциной, которая сейчас находится на вооружении практически всех стран. Далеко не все люди привиты, а ведь эта вакцина против так называемого сезонного гриппа включает в себя компоненты H3N2, то есть гонконгского варианта, и элемента H1N1, родственного тому вирусу, который сейчас вызывает эти смерти. Мне думается, что отсутствие тяжелых последствий среди американских заразившихся связано с тем, что в США ежегодная предварительная вакцинация проводится очень тщательно, и очень многие жители привиты. Так что первое, что я бы рекомендовал — использовать запасы "текущей" вакцины и привить тех, кто этого еще не сделал.
— Откуда вообще берутся новые болезни? Кажется, человечество уже переболело всем, чем только было можно. Неужели это не так?
— Не скажу, что генетические возможности возникновения новых комбинаций патогенных микробов и вирусов неисчерпаемы — но они есть. Нынешний пример ярко об этом свидетельствует. Что тут важно, и почему так я энергично возражал против опасности пандемии птичьего гриппа? Вирусы гриппа, о которых мы сегодня говорим, четко делятся на человеческие и вирусы животных. Человек может заразиться вирусом животных непосредственно от свиньи, верблюда или птицы, но это не вызовет цепной реакции заражений. Гибель от птичьих вирусов всегда была локальна: человек заболевал птичьим гриппом, к несчастью, умирал, и на этом цепочка распространения обрывалась. А вот сегодняшняя смесь — это типичный человеческий вирус, который передается от человека к человеку, имея в своем анамнезе, как мы говорим, корни со свиными вирусами. Поэтому борьба с ввозом свинины — это все дело десятое. Главное — предотвратить возможность проникновения этого вируса, а его антигенная структура H1N1, в организм человека. Поэтому я еще раз подчеркиваю целесообразность применения той вакцины, которая доступна сегодня. Если же человек заразился, то его надо лечить. Для этого есть тамифлю, реленца, наконец, ремантадин, наконец. И, конечно, нужно применять профилактические мероприятия, ограничивающие возможность заражения человека человеком.