Россияне могут потратить в этом году на туризм и отдых около 25 миллиардов долларов, считают в Гильдии маркетологов. Однако большая часть этих денег пойдет вовсе не на внутренний туризм, а уплывет за границу. На сегодняшний день, говорят эксперты рынка, российский турпродукт во многом проигрывает конкуренцию зарубежному по соотношению цены и качества. Изменить ситуацию чиновники хотят с помощью создания туристско-рекреационных Особых экономических зон, речь о которых пойдет сегодня на круглом столе, организованном Торгово-промышленной палатой и Московской ассоциацией предпринимателей.
Круглый стол так и называется: «Особые экономические зоны – новые инвестиционные возможности». Среди участников - президент ТПП Евгений Примаков, глава Федерального агентства по управлению ОЭЗ Юрий Жданов, вице-губернатор Ставропольского края Борис Калиничев и президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько. Речь, в частности, пойдет о том, как привлечь в богатые природными или культурными ресурсами российские регионы инвестиции на развитие инфраструктуры и, соответственно, туристов.
Число иностранцев, желающих тратить деньги на отдых в России, не растет, а скорее, уменьшается. Причина проста: высокие цены при низком качестве обслуживания. Именно по этой же причине не хотят путешествовать по России и сами россияне, избалованные качеством заграничного сервиса. К проблемам российской туриндустрии можно присовокупить слабое развитие инфраструктуры — гостиничной, развлекательной, транспортной, инженерной, а также сферы общепита. И наблюдающийся в последние годы бум гостиничного и ресторанного строительства, особенно на юге России, ситуацию изменить не может. В столице основная проблема – это цены, говорят эксперты. Например, в Москве стремительно сокращается количество отелей эконом-класса, а цены каждый год на гостиничные услуги растут минимум на 10%. При этом, инвесторы предпочитают вкладывать деньги в объекты, которые приносят более быструю прибыть, например, офис- или торговые центры.
Есть и еще одна проблема, о которой постоянно говорят в Федеральном агентстве по туризму. Это плохая или недостаточная реклама российского турпродукта на внутреннем и международном рынках. В Ростуризме считают необходимым формировать позитивный туристический имидж России, участвуя в крупнейших международных специализированных выставках. А на это требуются дополнительные средства из бюджета.
Лишних денег на рекламу и имидж туристического бизнеса в России у государства явно нет. Зато есть идея, как привлечь эти деньги со стороны. На волне общей политики правительства последних лет по развитию регионов и привлечению в них инвестиций, наряду с прочими ОЭЗ создадут и туристско-рекреационные. Слово «зона», вероятно, скоро станет модным в туриндустрии, поскольку принятый недавно закон обещает создать самый либеральный режим для тех, кто хочет зарабатывать на туризме.
В отличие от технико-внедренческой и промышленно-производственной зон, туристско-рекреационная может находиться на территории сразу нескольких регионов. Ограничений по размеру территории и объему инвестиций для них не предусмотрено. На федеральном уровне резиденты зон будут освобождены от налога на имущество и от земельного налога в течение первых пяти лет, а срок функционирования туристических зон составит 20 лет. Возможна и помощь государства в виде средств федерального и региональных бюджетов на развитие инфраструктуры.
Российские ОЭЗ 90-х годов просто превратились в центры уклонения от налогов
Будет ли слово «зона» также популярна среди россиян, которые будут выбирать себе место для отпуска, покажет время. А пока эксперты размышляют, действительно ли туристско-рекреационные зоны привлекут к российским регионам интерес и деньги. Свое видение этой проблемы Радио Свобода прокомментировал председатель правления Национального агентства прямых инвестиций Игорь Вдовин.
- Туристические ОЭЗ могут привлечь только российский бизнес или также и иностранных инвесторов?
- Иностранные инвесторы в целом поддерживают создание особых экономических зон в России и выступают за минимизацию ограничений на доступ иностранного капитала в различные сектора российской экономики. Но реализуемы ли их планы относительно туристско-рекреационных ОЭЗ? Это зависит от ряда нюансов. От поведения региональных властей, от способности федеральной власти проводить аккуратный курс, не форсировать процесс, а постепенно «приручать» инвесторов к этому новому механизму. От способности обеспечить эффективность административных процедур (транспарентных, некоррупционных) - это то, ради чего помимо налоговых льгот создавались зоны.
На мой взгляд, нынешний закон об ОЭЗ учитывает риски и негативный опыт зон начала 1990-х годов. В нем исключаются индивидуальные соглашения, даются единые правила создания и функционирования зон, это закон прямого действия, не допускающий индивидуализма, никакого торга вокруг механизмов и льгот. Наконец, зоны отбираются в результате конкурса. Любой известный российский туристический центр может претендовать на создание зоны. Для этого ему необходимо представить серьезное экономическое обоснование проекта, в том числе предполагаемое количество туристов ежегодно. Также необходимо отметить, что в отличие от промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ в туристических зонах будет более сложный механизм деления, так как они не так жестко привязаны к субъектам Российской Федерации.
- Какого рода инвестиции, и в каком объеме можно ожидать для туристических зон?
Преждевременно прогнозировать объемы будущих инвестиций в туристско-рекреационные зоны. На мой взгляд, инвесторы, которые согласятся стать резидентами ОЭЗ, - это те компании или их дочерние структуры, которые и так присутствуют в конкретном регионе, они знают местные условия, знакомы с губернатором, они ждали появления зоны. Предпринимателям, которые хотят прийти в регион впервые, вначале надо увидеть, как зоны будут функционировать. Не будем забывать также, что рейтинг доверия инвесторов к субъектам Федерации значительно отличается.
- Насколько в целом могут быть привлекательны для иностранных инвесторов подобные проекты в российских регионах?
- Крупный иностранный бизнес заинтересован в осуществлении инвестиций в российские Особые экономические зоны. Причем важным для иностранных компаний является не специфика предоставляемых льгот, а стабильность условий функционирования ОЭЗ. Опыт лоббирования ведущими иностранными фирмами своих интересов в России (в том числе в субъектах Российской Федерации) показывает, что особые условия могут быть предоставлены и без выполнения всех требований, предусмотренных российским законодательством. При этом долгосрочные экономические и политические цели, объясняющие специфику каждого случая и причины предоставления льгот, как правило, не принимаются во внимание при изучении возможностей осуществления инвестиционных проектов в России. К тому же налоговые льготы резидентам туристско-рекреационных зон будут минимальными, а льгота по единому социальному налогу как резидентам других зон не предоставляется вообще. Также в законопроекте не прописано введение льготного таможенного режима в таких зонах. Для этого необходимо специальное решение Правительства.
- А не могут ли стать новые ОЭЗ площадками для злоупотреблений?
Существуют разные примеры создания особых экономических зон. К сожалению, один из самых негативных – российские экономические зоны 90-х годов, которые превратились в центры уклонения от налогов. Наиболее успешный пример – китайские зоны. Сейчас не та ситуация, что была в стране десять лет назад, а потому «черными дырами» новые зоны вряд ли станут. Тогда с их организацией поторопились – в стране была трехзначная инфляция, а в таких условиях неудивительно, что все использовали зону как способ уклонения от налогообложения, а не для инвестиций. Сейчас ситуация иная – экономическое развитие более стабильное. Но станут ли зоны такими же центрами развития экономики, как в Китае, сказать пока сложно.