Ссылки для упрощенного доступа

Российские банки накопили "проблемные" кредиты


Центральный банк России
Центральный банк России
“Проблемные” кредиты российских банков вдвое превышают объемы просроченной задолженности.

Наиболее “проблемные” из кредитов, выданных российскими банками, составляют 11-12% их общего кредитного портфеля, что очень много, заявил, выступая в рамках открывшегося 26 мая в Санкт-Петербурге банковского конгресса, первый заместитель председателя Центрального банка Геннадий Меликьян. Хотя, по его же словам, общий объем просроченной задолженности в российской банковской системе сегодня – вдвое меньше.

… В 2009 году именно рост просроченной задолженности российским банкам со стороны заемщиков считался главной причиной возможности “второй волны” финансового кризиса в России. Однако и сегодня объем просроченных долгов в общем объеме выданных российскими банками кредитов, как компаниям, так и частным лицам, почти в 4 раза превышает докризисный его уровень и, по словам Меликьяна, в среднем по банковской системе составляет 5,6%.

Примерно на этом уровне задолженность и держится в среднем в последние месяцы, отмечает главный экономист “Альфа-Банка” Наталия Орлова. Например, в марте, по ее данным, просроченная задолженность по кредитам компаниям и предприятиям составляла примерно 5%, а по кредитам частным лицам – около 7%. “В целом мы наблюдаем стабилизацию уровня просроченной задолженности по банковским кредитам, даже с некоторым его снижением, хотя и очень постепенным”, – сказала Наталия Орлова.

Первый заместитель председателя Центрального банка России Геннадий Меликьян привел и другой показатель: объем наиболее “проблемных” или почти “безнадежных” кредитов составляет 11-12%, то есть вдвое больше, чем 5,6%, в которые оценивается средняя просроченная задолженность в российской банковской системе. “Это – очень много”, – подчеркнул Геннадий Меликьян.

Просроченная задолженность уже отражается в банковской отчетности, поясняет Орлова. Тогда как упомянутые 11-12% отражают, скорее, объем кредитов банка, которые потенциально могут стать просроченными. “Под них-то и определяется объем резервов, которые банк обязан сформировать”.

В течение 2009 года и отчасти в 2010 году российские банки активно реструктурировали просроченную задолженность своих заемщиков – либо продлевая им согласованные ранее сроки погашения кредитов, либо выдавая новые кредиты, за счет которых возвращались старые.

По оценкам руководителя аналитического отдела инвестиционной компании “Брокеркредитсервис” Максима Шеина, реструктурированными оказались примерно 15% всех накопленных в российской банковской системе кредитов. И если предположить, что примерно треть из них составляют “весьма проблематичные”, то реальный объем “плохих” долгов в российской банковской системе – порядка 10%, продолжает Шеин: “Это почти совпадает с теми объемами, которые банки и перечисляют сегодня в свои резервы по кредитам”.

По некоторым оценкам, доля просроченной задолженности в кредитном портфеле российской банковской системе постепенно сокращается не столько сама по себе, сколько за счет расширения общего объема кредитования, по отношению к которому она и рассчитывается. Безусловно, рост кредитного портфеля - важный фактор, который позволяет “управлять” долей просроченных кредитов, соглашается Наталия Орлова. Есть и оценки в номинальном выражении: например, по кредитам компаниям объем просроченных кредитов сегодня сопоставим с показателями осени 2009 года - порядка 700 миллиардов рублей. Это значительно выше докризисных уровней, когда объемы “просрочки” не превышали 100 миллиардов рублей, тем не менее, это уже ниже еще недавних, послекризисных пиковых значений, полагает Орлова: “Поэтому сокращение доли просроченной задолженности в процентном выражении - это все-таки результат сочетания двух факторов: роста кредитного портфеля (пока - на 10-12% в год), а с другой стороны – либо заемщики все же находят средства погасить кредиты, либо эти кредиты списываются”.

По прогнозам, которые привел Геннадий Меликьян, рентабельность банковского бизнеса в России в этом году может составить до 20%, то есть фактически вернуться на докризисный уровень. При этом средняя рентабельность собственного капитала в российской экономике в целом - существенно ниже.

У российских компаний она составляет сегодня примерно 15%, отмечает Максим Шеин, да и у самих банков она может сильно разниться. Например, у "Сбербанка", рентабельность собственного капитала уже составляет 20%, тогда как другие банки, даже из крупных, и не планируют выйти на этот уровень до конца года. “Но в целом банковская система России действительно может выйти в этом году на эти докризисные показатели”.
XS
SM
MD
LG