Ссылки для упрощенного доступа

Эксперты – об антикризисных предложениях Германии и Франции


Идеи Берлина и Парижа, отвергнутые миром, предложено опробовать в Европе
Идеи Берлина и Парижа, отвергнутые миром, предложено опробовать в Европе
Германия и Франция намерены предложить Европейскому союзу ввести специальный налог на определенные виды финансовых операций. Об этом лидеры двух стран договорились в ходе вчерашней встречи. Они решили также, начиная с 2013 года, унифицировать в обеих странах налогообложение бизнеса. Такие предложения обсуждаются в Европе не первый год.

Еще в начале марта 2011 года Европейский парламент одобрил резолюцию в поддержку идеи введения в странах Европейского союза специального налога на отдельные виды финансовых операций. Его возможная ставка – 0,05% от суммы сделки. Ввести такой налог в мировой практике предложили на саммите G20 еще в середине прошлого года именно Германия и Франция, но сразу несколько стран, в том числе США, Великобритания и Канада, выступили против. Поэтому в резолюции Европарламента, принятой 8 марта, и отмечалось, что в качестве первого шага такой налог следует ввести в Европе на региональном уровне.

Речь идет, в первую очередь, о купле-продаже банками и другими финансовыми компаниями производных финансовых инструментов, однако полный перечень налогооблагаемых операций пока не определен.

Из Германии – сотрудник немецкой финансовой ассоциации Creditreform Михаэл Бретц:

- Речь идет исключительно о транзакциях на финансовых рынках, а также о проводимых на них спекулятивных и рискованных операциях. Финансовые операции абсолютного большинства частных лиц, включая, например, их денежные переводы или оплату покупок, под эту категорию налогообложения в принципе не подпадают...

Налог на финансовые операции сегодня часто называют "налогом Тобина" – по имени американского экономиста Джеймса Тобина, представившего свои предложения в начале 70-ых годов прошлого века. Но они касались лишь одного вида операций, напоминает научный сотрудник Гуверовского центра Стэнфордского университета профессор Михаил Бернштам:

- Эти предложения еще в 1972 году выдвинул Джеймс Тобин, который впоследствии стал Нобелевским лауреатом по экономике. Он, кстати, предлагал облагать налогом операции на валютном рынке, потому что они только увеличивают колебания валютных курсов и могут нарушать нормальный ход экономического роста.
Сейчас же пытаются это предложение расширить и на другие финансовые операции. Это - тоже часть обсуждения вопроса, как сделать финансовые операции более надежными и менее опасными для мировой финансовой системы...

На саммите стран G20 летом прошлого года предложение ввести налог на финансовые операции было встречено более чем прохладно. Поэтому, собственно, Европарламент, а теперь – Германия и Франция - предлагают ввести его для начала на региональном уровне в Европе. Из Франкфурта-на-Майне – сотрудник исследовательского отдела Deutsche Bank Николаус Хайнен:

- Чисто теоретически, идея такого налога вполне приемлема. А вот на практике все оказывается сложнее. Такой налог будет иметь смысл, если его распространят на все сегменты финансового рынка и введут во всех странах мира. В противном случае сама идея теряет смысл. К тому же одни виды финансовых инструментов очень легко заменить другими. И облагать налогом какие-то отдельные сегменты финансового рынка тоже большого смысла не имеет. Капитал всегда найдет лазейку, чтобы избежать неблагоприятных для него условий.

Многие эксперты отмечают, что эффективность налога на финансовые операции зависит именно от того, будет ли он введен и в других регионах мира, а не только в Европе. Из Мюнхена – президент Баварского финансового центра Вольфганг Герке:

- Само по себе введение такого налога, на мой взгляд, не представляет большой сложности. Особенно, если речь идет о банках или финансовых компаниях, базирующихся в одной стране, скажем, в Германии. А вот эффект от применения любых налогов, касающихся международных финансовых транзакций, представляется сомнительным. Здесь уловок более чем достаточно. Например, зачем, будучи в Германии, производить некие финансовые транзакции именно через Франкфурт? С помощью компьютера сделку можно провести и через Лондон, и через Wall Street в Нью-Йорке. В современном глобальном бизнесе вводить подобный налог только в Европе или в какой-то отдельной стране - бессмысленно. В считанные секунды финансовые площадки могут сменить свой адрес. Другое дело, если, например, такие меры однозначно примут все страны G20...


Министр финансов Великобритании Джордж Осборн еще в сентябре 2010 года заявил: налогу на финансовые операции, идея которого обсуждается уже не первое десятилетие, предстоят десятилетия новых обсуждений.

Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози сообщили после встречи 16 августа, что их страны намерены унифицировать налогообложение бизнеса. Подобные меры в Европе в принципе являются частью так называемого "Пакта евро", проект которого был одобрен на саммите Европейского союза в конце марта нынешнего года. Говорит Николаус Хайнен:

- Для гармонизации налоговых систем есть два пути. Первый - согласование того, что именно должно облагаться тем или иным налогом? Второй путь - гармонизация ставок налога. И страны еврозоны договорились теперь, что главным становится именно первый путь, то есть определение базы для исчисления налога. А уровни ставок остаются на усмотрение национальных правительств. Ведь бизнес сам решает, в какой стране ему обосноваться, не только исходя из ставок налога на прибыль. Ему важны также и качество инфраструктуры, и другие условия конкретного региона. Но, с другой стороны, я лично могу предположить, что даже минимальная ставка налога на прибыль – скажем, в 10 %, вряд ли повредит какой-либо из стран Евросоюза…


Средняя для 27 стран Европейского союза ставка налога на прибыль компаний и предприятий составляет 24-25%. При этом в Ирландии, например, - 12,5%, в Болгарии и на Кипре еще меньше - 10%. Говорит Вольфганг Герке:

- В Европе слишком разные налоговые системы. Этим давно пользуются многие компании, перемещая свой бизнес в более выгодные для себя регионы ЕС. И такой вид экономической конкуренции сохранится, отменить его никто не сможет. Да и вообще привести в состояние не то что “унификации”, но даже “гармонизации” столь различные налоговые системы, как скажем, во Франции, Италии и Германии, почти немыслимо. Хотя Евросоюз, конечно, приложит все усилия, чтобы сгладить, по крайней мере, наиболее резкие отличия налоговых систем отдельных стран ЕС…


Многие эксперты отмечают, что даже относительная унификация налоговых систем стран ЕС является значительно более сложным делом, чем реализация еще одного нынешнего предложения Германии и Франции – чтобы все страны Европейского союза, по примеру Германии, включили бы в национальные законодательства прямое требование к своим правительствам добиваться сокращения в кратчайшие сроки дефицита государственного бюджета, если он вдруг возникает.
XS
SM
MD
LG