«Газпром» рассматривает возможность переориентации части ресурсов Штокмановского газоконденсатного месторождения на рынки Европы. Такое решение может быть принято в самое ближайшее время, заявил в минувшие выходные на трехсторонней встрече с канцлером Германии и президентом Франции в Париже Владимир Путин. Российский президент напомнил, что в настоящее время Германия получает 55 миллиардов кубометров газа в год: «С одного только Штокмана мы сможем отправить в Германию 25-45 миллиардов кубометров газа». То есть, не только выполнить все обязательства в энергетике перед европейскими партнерами, но и осуществить пожелание Ангелы Меркель, поставившей вопрос о переориентации части ресурсов со Штокмана, которые в виде СПГ могут полететь за океан, в США, - на ближайшую Европу.
Российские и иностранные газеты комментируют сегодня неожиданное заявление российского президента. Охлаждение отношений с США после неудавшихся переговоров по ВТО с июля этого года усугубилось тем, что администрация Джорджа Буша вела для американских компаний запрещающие санкции на работу с двумя российскими оборонными предприятиями – «Рособоронэкспортом» и концерном «Сухой».
Эксперты долго гадали, чем Москва будет отвечать, предполагая, что приближенные Владимира Путина могут разыграть здесь одну из двух своих сильных карт – заморозить крупный контракт «Аэрофлота» на поставку самолетов от Boeing или срезать две американские компании Chevron и ConocoPhillips на конкурсе по освоению Штокмановского месторождения. Конкурс был объявлен давно, шорт-лист, куда попади американцы, французы и норвежцы, сложился аж год назад. Однако с подведением результатов конкурса российское правительство тянет до сих пор.
Накануне стало понятно, что разыгрывать Москва все же будет газовую карту. Источник, близкий к администрации президента, сообщил газете «Ведомости», что выступление Путина продиктовано прохладными отношениями России и США, в том числе санкциями американцев против российских компаний: «Вряд ли Штаты могли надеяться на то, что история с "Рособоронэкспортом" и "Сухим" останется незамеченной Москвой», - пишет сегодня издание.
В «Газпроме» новость комментировать отказываются, относя ее к разряду «большой политики». Точно также думают опрошенные «Ведомостями» российские эксперты. По версии «Коммерсанта», российский президент предложил своим европейским коллегам «газовый пакт» против угрозы надвигающейся в будущем году либерализации рынка газа в ЕС. В обмен на штокмановский газ Россия хочет новый формат Договора об энергетической хартии, к которому она может присоединиться только в случае поправок.
«Сейчас ЕС в рамках хартии отказывается предоставлять "Газпрому" и его структурам льготные права на использование мощностей внутриевропейских газопроводов для доставки газа потребителям в ЕС. России в рамках хартии нужны, по сути, лишь гарантии того, что система долгосрочных договоров, по которой работает "Газпром", не будет разрушена…», - пишет издание и заключает, что Франция и Германия не слишком довольны принципами либерализации рынка газа, которые ставят под угрозу стабильность их бизнеса.
Между тем, Владимир Путин ни разу не упомянул, что этот самый «газовый пакт» заключается против интересов США. Но европейцы вряд ли этого не поняли. «Путин пытался соблазнить Берлин и другие европейские столицы возможностью того, что "Газпром" из Штокмановского месторождения перенаправит часть газа, предназначавшегося США, в Европу», - пишет сегодня британская The Times. Решение о переориентации части газовых поставок со Штокмана не означает, что «Россия вовсе откажется от поставок сырья в Америку», ссылаясь на источник в администрации президента, пишут «Ведомости».
C другой стороны, что делать в Штокмановском проекте американским компаниям, если основной газ пойдет не в США, а в Европу, задаются вопросом эксперты. Впрочем, многие из них полагают, что эту карту Россия будет разыгрывать на переговорах с США по вступлению России во Всемирную торговую организацию. Эффект от угроз пересмотра соглашений по мясным квотам, направленным против американских производителей куриного мяса, явно не был достигнут.
«Переориентация ресурсов Штокмана на Европу - не более, чем политическое заявление, - рассказал автору этой статьи аналитик финансовой корпорации УРАЛСИБ Алексей Кормщиков. - Оно должно быть воспринято американскими компаниями как сигнал, что если они хотят участвовать в проекте, то надо искать согласия по каким то другим вопросам».
«Не исключено, что участие в Штокмановском проекте будет разыграно Россией на переговорах по ВТО», - вторит ему аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев.
Хотя, если события так и не повернутся в пользу России, оба аналитика не исключили, что американские компании из шорт-листа победителей конкурса на разработку Штокмана могут исчезнуть.