Ссылки для упрощенного доступа

Лжесвидетель


В США умер Дэвид Грингласс – ключевой свидетель на судебном процессе Розенбергов. Он скончался еще в июле, но семья никому не сообщила. Редакция New York Times узнала об этом по чистой случайности на прошлой неделе и опубликовала пространный некролог. Грингласс был родным братом Этель Розенберг. Все они – Юлиус, Этель, Дэвид и его жена Рут – выросли в нижнем Ист-Сайде, густонаселенном районе острова Манхэттен, где родным языком взрослых был идиш, а каждый пятый не умел ни читать, ни писать.

Юлиус организовал ячейку Лиги молодых коммунистов в колледже. Вслед за сестрой и ее женихом вступил в американский комсомол и Дэвид. Как человеку, влюбленному в механику, ему нравилась стройная логика теории Маркса – Ленина, ее неумолимые законы. Во время военной службы он писал жене: "Я люблю тебя со всей любовью Маркса и гуманизмом Ленина". Он сообщал ей, что прочел много книг о Советском Союзе и убедился: "Всякий раз, когда советское правительство применяет силу, оно делает это с болью в сердце и с убеждением в том, что несет благо гораздо большему числу людей". Рут отвечала, что она мечтает о том дне, когда они вместе начнут строить будущее в социалистической Америке.

Летом 1943 года Юлиус Розенберг пришел в советское генконсульство и предложил там свои услуги в качестве агента разведки. Поначалу он выполнял второстепенные задания – кураторы сочли, что для серьезной шпионской работы он не подходит. Но когда Дэвида перевели в Лос-Аламос, где делали атомную бомбу, ситуация изменилась.

Политика меняется. Меняются люди и их убеждения. Вчерашние союзники становятся противниками. То, что вчера считалось доблестью, сегодня считается предательством. Но предательство, совершенное Гринглассом, доблестью не станет никогда

В декабре 1944-го Москва дала согласие на вербовку Гринглассов. Им были присвоены псевдонимы "Шмель" и "Оса". Вербовка прошла удивительно гладко. Дэвид считал, что Америка должна поделиться атомными секретами с СССР. Когда к Гринглассу пришли агенты ФБР, не имевшие на руках ордеров ни на обыск, ни на арест, он как будто даже обрадовался. Он позволил агентам обыскать квартиру и по собственной воле пошел с ними в участок. Когда связник опознал его, Грингласс начал давать признательные показания. Они были критически необходимы следствию, потому что реальных улик у следствия не было. Особенно сложно было наскрести материал на Этель Розенберг. В конце концов против нее дала показания Рут Грингласс. Она заявила, что именно Этель перепечатала на машинке самое важное донесение Дэвида. Дэвид подтвердил ее показания.

Спустя 43 года он сказал, что не помнит, как было дело – может, печатала Рут, а может, они обе. За перепечатку нескольких страниц Этель Розенберг пошла на электрический стул. По мнению Грингласса, его сестра поступила глупо: она могла остаться в живых, если бы утопила мужа, которому оправдаться все равно не удалось бы. Рут Грингласс никогда не привлекалась к суду.

Дэвид Грингласс был приговорен к 15 годам тюремного заключения, из которых отбыл девять с половиной. Супруги изменили фамилию и вели уединенный образ жизни. В 1996 году их разыскал журналист New York Times Сэм Робертс. Грингласс согласился встретиться с ним при условии, что получит свою долю гонорара за книгу. "Я не хочу сойти в могилу, глядя на то, как из этих людей делают невинных мучеников, – сказал он о сестре и зяте. – Своим мученичеством они сделали для мирового коммунизма больше, чем своим шпионажем". Рут умерла в 1980 году. Грингласс доживал свой век в доме престарелых. Он пережил почти всех действующих лиц этой истории, включая судью и прокурора.

Этот сюжет мог бы стать сюжетом захватывающего голливудского фильма. Но так и не стал. Политика меняется. Меняются люди и их убеждения. Вчерашние союзники становятся противниками. То, что вчера считалось доблестью, сегодня считается предательством. Но предательство, совершенное Гринглассом, доблестью не станет никогда. Поэтому Дэвид Грингласс никогда не будет американским героем.

Владимир Абаринов – вашингтонский обозреватель Радио Свобода

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG