Ссылки для упрощенного доступа

Любите пришельца


Надо отдать должное Бараку Обаме: он научился держать удар. Победу республиканцев на последних выборах нельзя назвать сокрушительной, но убедительной – вполне. Ближайшие два года Америка будет жить в ситуации "разделенного правительства": обе палаты Конгресса теперь контролирует партия, оппозиционная президенту.

В новейшей политической истории США это скорее правило, чем исключение. Весь вопрос в том, как поведет себя президент. Сегодня вспоминают, например, Билла Клинтона, который в аналогичной ситуации развернулся на пятачке (в американском варианте идиомы – на гривеннике) и превратился в центриста, чтобы иметь возможность договариваться с Конгрессом.

Президент Обама избрал другой путь. Сразу же после выборов он потребовал от Конгресса принять закон об иммиграционной реформе, пригрозив в противном случае действовать своей властью. На прошлой неделе он эту угрозу исполнил. Реформа давно перезрела. В стране сейчас находится, по самым консервативным оценкам, от 7 до 15 миллионов нелегальных иммигрантов. Они живут и работают вне правового поля. Любого из них власти могут депортировать, и не делают этого не только из-за нехватки ресурсов, но и потому, что массовые депортации чреваты политическими издержками. Нелегалы, занятые на самых непрестижных работах, необходимы американской экономике и содержат семьи, оставшиеся на родине. Выход один: легализовать их.

Америка лишится смысла своего существования, если перестанет быть землей обетованной для тех, кто не обрел счастья на родине

В июне законопроект об иммиграционной реформе был принят Сенатом, но отклонен нижней палатой, большинство в которой составляют республиканцы. В Сенате за реформу голосовала не только фракция демократов в полном составе, но и 14 республиканцев, а также двое независимых сенаторов. При новом раскладе сил у реформы еще меньше шансов. Лидеры Республиканской партии ответили на призыв президента категорическим "нет". И президент решил действовать в одностороннем порядке. Ему не хватает полномочий на то, чтобы провести полноценную реформу.

Своими указами Обама может лишь временно узаконить пребывание нелегалов на территории США. Но и это для них большое дело. Иммигранты избавятся от страха депортации, получат легальное право на работу, им больше не нужно будет избегать встреч с полицией. Действие президентских указов коснется примерно пяти миллионов человек. Они не получат права на постоянное проживание. Но это максимум того, на что имеет право президент.

Опросы говорят, что шаг президента не пользуется поддержкой большинства избирателей. Планы Обамы одобряют 38 процентов граждан, 48 – "против". Но бывают в истории моменты, когда президент должен идти наперекор общественному мнению, иначе какой же он лидер. Терять Бараку Обаме уже нечего – ему больше не избираться. Что касается Демократической партии и ее кандидата на президентских выборах 2016 года, то их рейтинг решение президента может существенно повысить. На последних выборах голосовало всего восемь процентов латиноамериканцев. Надежда на изменение участи соотечественников-нелегалов приведет их на избирательные участки через два года.

Но не только этот расчет руководил Обамой. Для него, сына иммигранта, это еще и вопрос личного достоинства. Иммиграционная реформа была одним из его предвыборных обещаний. Он не может уйти, не предприняв последней попытки. Обращаясь к американцам, Барак Обама цитировал Библию: "Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской" (Втор., 10:19). Америка лишится смысла своего существования, если перестанет быть землей обетованной для тех, кто не обрел счастья на родине. Новый президент может отменить указы своего предшественника одним росчерком пера. Но сделать это ему будет сложно: отбирать надежду труднее, чем давать.

Владимир Абаринов – вашингтонский обозреватель Радио Свобода

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG