Ссылки для упрощенного доступа

«Охота на грузин»: беженка из Абхазии умерла в спецприемнике


Не всем депортируемым Россией грузинам удается вернуться на родину живыми
Не всем депортируемым Россией грузинам удается вернуться на родину живыми


В прошедшие выходные в московском спецприемнике для иностранных граждан на Новослободской скончалась беженка из Абхазии Манана Джабелия, которую два месяца назад в ходе антигрузинских облав пытались депортировать из страны российские власти. Правозащитники утверждают, что Манана умерла при более чем странных обстоятельствах через день после решения суда о ее освобождении. Ирина Бергалиева - доверенное лицо Мананы - является председателем Движения общежитий Москвы и Московской области: «В четверг состоялось заседание Мосгорсуда, на котором была отменена депортация», - говорит Бергалиева.


По ее словам, беженка из Абхазии 51-летняя Манана в Москве жила легально уже 13 лет. 4 октября ее задержали сотрудники милиции, поводом для этого стала не продленная грузинским консульством регистрация ее паспорта. При этом паспорт был сдан на продление, была справка об этом и старый паспорт со всеми визами и регистрациями. 1, 2, 3 и 4 октября Манана пыталась получить уже готовый паспорт с очередной регистрацией на год.


«Как раз в те дни было обострение между нашими странами. Когда она возвращалась домой, ее ждали около дома те самые сотрудники милиции, которые регистрировали ее по этому адресу и прекрасно знали, что она жила законно все эти годы. То есть они выполняли план, они знали, что вот в этой квартире живет грузинская семья. Отвезли в суд, где оптом нескольким грузинам судья Чубарова вынесла приговор: оштрафовать и депортировать. Хотя по этой статье – либо оштрафовать, либо депортировать и не предусматривается содержание под стражей. А Манана просидела 2,5 месяца», - говорит Ирина Бергалиева.


В решении суда написано, что обвиняемая признает: въехала незаконно, живет без регистрации, от услуг адвоката отказывается. Вот это подписать Манана отказалась, правозащитники утверждают, что подпись не принадлежит ей. Была подана кассация, но более двух месяцев в депортационном центре на нее давили, требуя отозвать кассационное письмо. В знак протеста Манана проводила недельную голодовку. При поддержке правозащитников ее жалобу удовлетворил Московский городской суд. Ирина говорит, что сегодня утром Джабелия должна была выйти на свободу, но вдруг в субботу утром умерла: «Непонятное что-то. Когда соседка Мананы по камере - Этери Жвания – проснулась и стала будить Манану, Манана была еще теплая. Но зачем она ее тогда будила, если был еще не подъем? Не договаривает нам, кажется, Этери Жвания, поскольку она обычно, когда звонит домой, разговаривает по-грузински, а вчера звонила и разговаривала с дочерью - и говорила только по-русски. Мы думаем, что ей было велено так сказать. Сомневаюсь, что это действительно было так».


Ирина рассказала, что за два дня им не удалось получить свидетельства о смерти. Она говорит: «Будем добиваться независимой экспертизы».


Расследовать обстоятельства смерти Мананы Джабелия намерены правозащитники «Мемориала» и Движения общежитий Москвы и Московской области.


XS
SM
MD
LG