6 мая в Химках состоится церемония перезахоронения праха шести воинов. Эксгумация останков воинов, захороненных в братской мигиле у Ленинградского шоссе, привела к скандалу, а затем и к несанкционированному митингу. Химкинские власти утверждали, что планы перезахоронения готовились два года и, в соответствии с законами, были согласованы с местной общественностью. Одной из причин переноса стала реконструкция магистрали.
Прах шести воинов будет перезахоронен на Новолужинском кладбище на аллее Героев, где в данный момент уже находятся могилы 12 солдат, погибших во время Великой Отечественной войны.
Действия химкинских властей широко обсуждались и за пределами Подмосковья. Главный художник администрации Химок и автор проекта мемориала Александр Мустафин 30 лет изучает историю линии обороны Москвы: «Мы о многих вещах умалчиваем. Я вынужден умалчивать. Дело в том, что, когда началась перестройка, вот тот памятник был осквернен первым из всех памятников - с него содрали весь гранит. Это позор России. Об этом нельзя говорить публично, потому что над нами смеется вся Европа. Вот эта фраза, что "война не окончена, пока не похоронен советский солдат"... в Европе была закончена к 60-м годам. Мне самому как-то неудобно, что я все занимаюсь Великой Отечественной войной».
Военный комиссар полковник Владимир Юрковский, отыскавший родственников погибших военнослужащих, рассказал, кто приедет на церемонию: «Дочь сестры сержанта Левина, дочь сестры лейтенанта Бородавкина, жена младшего лейтенанта Родионова, также выразили свое согласие приехать делегация с родины Родионова, Героя Советского Союза. Место, где они сейчас захоронены, приходит в запустение. Я не хотел бы, чтобы мои родители покоились там, рядом с дорогой, где постоянно шум и приводится комплекс в порядок только, как правило, к 9 мая».
Накануне перезахоронения власти города доказывали законность всей процедуры, ссылаясь на закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», на просьбы ветеранской общественности и необходимость реконструкции дорожных сетей. Замглавы администрации города Евгений Запорожец опровергает мнение, что решение о перезахоронении останков связано с тем, что мемориал стал местом сбора уличных проституток: «То, что у нас в России существует проституция, мне кажется, мы этим никого не удивим. То, что ее отдельные элементы находится на Ленинградском шоссе, вы тоже об этом прекрасно знаете. Но чтобы это послужило основной причиной для этого решения, - это неправда».
На неизбежный вопрос, чем происходящее с памятником в Химках отличается от Таллина, военком Юрковский отвечает так: «Эстония - это независимое государство, этим актом она, мне кажется, хочет историю освобождения представить совсем в другом виде: из центра города убрать памятник, который напоминает эстонцам о том, что они были захвачены, а освобождала их Советская армия и символ Воина-освободителя убрать, спрятать на кладбище, пусть оно все даже законно происходит. Но то, что происходит в Химках, это как раз наоборот - мы возвращаем память людям, мы переносим мемориал в центр».
После перезахоронения останков старый мемориал пройдет паспортизацию как памятник муниципального значения.