Палата представителей конгресса США проголосовала за то, чтобы вывести из Ирака большую часть размещенной там группировки войск до апреля. В соответствии с этим предложением Пентагон должен начать передислокацию боевых частей в течение четырех месяцев. Доминирующие в нижней палате демократы при поддержке части законодателей-республиканцев поддержали эту инициативу вопреки обещанию президента наложить на нее вето.
Отдельное постановление на этот счет еще должен принять сенат. Затем согласительная комиссия обеих палат представит объединенный вариант закона, который поступит на подпись президенту. В этом году палата представителей уже в третий раз высказывается за свертывание военной операции в Ираке. Один раз президент уже блокировал такое предложении, в другой раз до этого дело не дошло – сенат тогда проголосовал против того, чтобы установить фиксированную дату вывода войск.
Накануне голосования президент попытался предотвратить остановить невыгодное для него развитие событий. Выступая на пресс-конференции в Белом доме, Джордж Буш призвал законодателей не спешить с резкими шагами.
Верховный главнокомандующий признал, что его новая иракская стратегия, принятая полгода назад, оказалась успешной лишь частично.
Обстоятельная пресс-конференция совпала с публикацией затребованного конгрессом промежуточного доклада Белого дома о ходе реализации иракской стратегии. В документе говорится, что, несмотря на некоторые успехи правительства Нури аль-Малики, ситуация в Ираке остается сложной и требует крайнего напряжения сил. Из установленных конгрессом 18 критериев оценки ситуации в Ираке администрация набрала положительные баллы по восьми; смешанную оценку получили ее усилия по двум пунктам, по остальным восьми работа признана неудовлетворительной. К числу удач отнесено укрепление иракских сил безопасности. Неудачными признаны ход политических реформ и перераспределение доходов от продажи добываемой здесь нефти.
Буш назвал преждевременными требования вернуть американских солдат домой, поскольку прошел лишь месяц, как американский контингент в Ираке был усилен на 28 тысяч человек.
Президент сообщил, что в начале августа направит на Ближний Восток министра обороны Роберта Гейтса и госсекретаря Кондолизу Райс – они должны будут снова попытаться укрепить поддержку нынешнего багдадского правительства со стороны соседей Ирака.
Пытаясь выиграть время, Буш призвал воздержаться от окончательных оценок ситуации в регионе до тех пор, пока в сентябре это более основательно и компетентно не сделают командующий американскими войсками в Ираке генерал Дэвид Петреус и посол США в Багдаде Райан Крокер. Президент старался убедить законодателей отказаться от попыток блокировать выделение средств на реализацию его новой стратегии. На вопрос о попытках конгресса свернуть военную операцию, блокировав ее финансирование, президент ответил так: «Конгресс имеет полное право распоряжаться средствами. Его основная задача в этой войне - обеспечить финансирование наших войск. Вы же задаете вопрос: должен ли конгресс в целом определять дислокацию или концентрацию войск? Я не думаю, что это приемлемо».
Несмотря на уверенность, с которой Джордж Буш отстаивал необходимость продолжения военной операции, во время пресс-конференции впервые за все время иракской кампании из уст президента прозвучали оправдательные мотивы, пусть и завуалированные элегическими размышлениями: «Когда все слова будут сказаны, все завершится, и вы решите навестить меня, дряхлого старика, в Кроуфорде, я смогу вам с чистой совестью сказать, что принимал решения, основываясь на принципах, а не следуя сиюминутным политическим соображениям. И это главное».
Многие наблюдатели услышали в словах президента готовность признать неработоспособность своей последней иракской стратегии, которая заключалась в попытке подавить боевиков подавляющей военной силой. Вице-президент Лексингтонского института Дэниэл Гурэ полагает, что объективную оценку ситуации в Ираке сейчас сделать невозможно – любая такая попытка будет отягощена сторонними политическими соображениями:
- Мы терпим поражение просто потому, что победа, требуемая конгрессом, невозможна в те сжатые сроки, которые определили законодатели, установившие 18 критериев успеха. Проблема состоит в том, что в данной ситуации невероятно трудно найти верный путь к победе. Объективно говоря, сегодня ситуация с точки зрения безопасности несравнимо лучше, чем полтора года, год назад. Вместе с тем понятно, сколько времени было потрачено пустую, сколько ошибок допущено в первые два года иракской операции, сколько было сделано очевидных просчетов в попытках создать основы новой политической системы. Мое главное ощущение от пресс-конференции президента таково: для достижения победы, на которую мы рассчитывали, начиная военную операцию, нам потребуется остаться в Ираке на десятилетие. Теоретически это возможно, учитывая сравнительно невысокий уровень потерь американской армии ; но это маловероятно из-за политического климата. Законодатели видят впереди лишь нескончаемую войну ; с другой стороны, в их поле зрения приближающиеся выборы.
- Будет ли Буш продолжать следовать в Ираке нынешней стратегии?
- Он будет пытаться воплощать свою стратегию до тех пор, пока законодатели не свяжут ему руки. Можно предположить, что поводом к сворачиванию иракской операции станет сентябрьский отчет генерала Петреуса, из которого станет ясно, что цели, поставленные конгрессом, недостижимы, и у законодателей будет формальный повод для того, чтобы заморозить финансирование. Самое главное – политическое - поражение администрация уже потерпела. За ним рано или поздно последует вывод войск и поиск виновных за тот хаос, который, скорее всего, охватит Ирак после этого.