Активисты экологических организаций предупреждают, что разрушительный ураган в Крыму и шторм в Черном и Азовском морях могут стать началом целой серии природных катаклизмов, которые грозят регионам, прежде не подвергавшимся мощным ударам стихии. Руководитель программы «Энергетика и климат» Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин в интервью Радио Свобода заявил, что в ближайшие годы государству придется тратиться на предупреждение и ликвидацию последствий стихийных бедствий гораздо больше, чем раньше.
- Насколько велик нанесенный в минувшие выходные ущерб природе?
- Ущерб существенен, учитывая, что это район, где много водоплавающих птиц. Они, видимо, станут главными жертвами этой трагедии. Оказавшаяся на дне сера относительно безопасна до тех пор, пока она находится в контейнерах. А вот разлив нефти - это самое опасное. Это как раз то, что нужно ликвидировать, и как можно скорее.
- Как обычно действуют в таких ситуациях?
- В ряде регионов - например, в Мурманске, и не без нашего, кстати, участия - созданы специальные бригады. Это, что называется, специально обученные люди. У них есть все необходимое снаряжение. Они занимаются повседневной работой, но по сигналу тревоги немедленно поднимаются на защиту моря, на сбор нефти. Конечно, должны быть созданы специальные бригады [и на Юге России]. Ведь Росгидромет выдал штормовое предупреждение. Его просто проигнорировали, это главная причина трагедии. Давайте вспомним, что Росгидромет обещает в ближайшие 10 лет увеличение опасных гидрометеорологических явлений в два раза. К этому надо очень ответственно отнестись.
- Говорят, что подобные стихийные бедствия - результат деятельности человека.
- Это косвенный признак. Человек увеличил концентрацию углекислого газа в атмосфере на треть. Усилился парниковый эффект. Люди, которые пострадали в минувшие выходные (ни капитаны судов, ни те, кто живет у Азовского моря), прямой ответственности за это, конечно, не несут. Но мы же можем предотвратить очень опасные изменения климата, которые будут явными лет через 30-50. К тому, что будет происходить в ближайшие 10 лет, мы можем, увы, только приспособиться. Если нам говорят - штормов и шквалов будет в два раза больше, значит, надо тратиться на специальные бригады и, конечно, отдавать категорические приказы судам класса «река-море» не выходить в море, или уходить в закрытые бухты.
- Действительно ли в акватории Черного и Азовского морей подобных природных катаклизмов раньше не было?
- У нас многого чего раньше не было. Этим вещам, наверное, надо уже перестать удивляться. Нужно понимать, что это будет происходить все чаще и чаще.
- По некоторым данным, на ликвидацию загрязнения и восстановление экосистемы этих морей может уйти от 2 до 6 лет. Вы согласитесь с такой оценкой?
- К сожалению, соглашусь. Потому что мазут очень быстро оседает на дно. Вода достаточно холодная в данном случае. Нефть тоже сначала существует в виде пленки, потом комочками тоже оседает на дно. В определенном смысле можно считать благом, что большую часть нефтяного пятна понесло в Черное море. Если бы оно сосредоточилось в Азовском, было бы еще хуже. Эта катастрофа - очень серьезный звонок к тому, что могут произойти новые катаклизмы, и нужно к этому очень тщательно готовиться.
- В чем заключается главный удар по экосистеме? Как произошедшее повлияет на популяцию рыб, птиц?
- Думаю, что заявленное количество [выброшенных в море нефтепродуктов] в 1,5 тысячи тонн не приведет к исчезновению популяции. Погибнет большое число птиц, наверное, несколько тысяч, но популяция, слава Богу, сохранится. Что касается рыб, то будут подорваны донные сообщества, часть из них погибнет. На их восстановление уйдет не один и не два года. Нельзя сказать, что это катастрофа, которая приведет к гибели моря. Но это серьезный сигнал. Надо очень серьезно относиться к штормовым предупреждениям - немедленно и очень жестко реагировать и капитанам судов, и МЧС, и местным административным органам.
- Насколько обоснована точка зрения, что море само себя очищает?
- Море, как и вся природа, всегда само себя очищает. Другое дело, с какой скоростью это происходит. В южных морях, в тропиках, эта скорость достаточно высокая. В Арктике до сих пор находят следы ДДТ, которые были использованы на наших полях еще в 60-х годах. Азовское море в этом ряду где-то посередине. Можно говорить, что оно «очистит себя» через несколько десятков лет.
- Можно ли говорить, что теперь и отдых на Черном и Азовском морях становится небезопасным?
- Тут смотря что понимать под опасностью. Ведь жизни отдыхающих ничто не угрожает и их здоровью. Они всего лишь не будут купаться в море. Ерунда, правда?! Во всяком случае, вы должны понимать, что вы можете случайно, гуляя по колено в воде, наступить на сгусток мазута. Тогда вам придется купить растворитель и долго отмывать ноги.
- Это единственная опасность?
- В общем, да. Но качество пляжей, качество отдыха будет иное. Это очевидно. Одно дело, когда вы просто спокойно отдыхаете, другое - все время разглядываете дно.