Из Инсбрука на западе Австрии в Кошице на востоке Словакии (и в обратном направлении) теперь можно проехать, не столкнувшись ни с одним пограничным контролем. Шенгенская зона свободного передвижения расширилась, вобрав в себя еще 9 государств Центральной и Восточной Европы, пять из которых некогда были членами соцлагеря, а еще три – Эстония, Латвия и Литва – даже союзными республиками СССР.
В рамках «нового Шенгена», конечно, можно совершать и более далекие путешествия. Скажем, переместиться из Венгрии в Португалию или с замерзшего севера Норвегии на вечно теплую Мальту. Но именно центральноевропейские маршруты напоминают о том, что новое – это хорошо забытое старое. Ведь сто лет назад из Инсбрука в Кошице тоже можно было добраться без виз и таможен, так как оба города входили в состав многонациональной Австро-Венгерской империи, простиравшейся от Карпат до Адриатики и от Судет до Трансильвании. Империя эта продержалась без малого 400 лет, пока населявшие ее народы не решили, что им будет лучше отгородиться друг от друга государственными границами. Наверное, получилось не так хорошо, как думали – иначе 90 лет спустя не пришлось бы, по сути дела, возвращаться к тому, от чего отказались в 1918 году.
Шенгенская зона растет, постепенно становясь почти аналогом Евросоюза. В нее теперь входят все страны ЕС, кроме четырех – Румынии и Болгарии (их пока не приняли из-за несоответствия некоторым стандартам) и Британии и Ирландии, предпочитающих подкреплять свое островное положение визово-таможенной самостоятельностью. Зато давно в Шенгене не состоящие в ЕС Норвегия и Исландия, а в ближайшее время присоединятся также Швейцария и Лихтенштейн. Тут впору говорить о «восстановлении» не только Австро-Венгрии (пока, кстати, еще далеко не всей), но и империй более древних – Священной Римской, а то и просто Римской, времен античности...
Но Бог с ними, с историческими параллелями – современные европейские реалии все же слишком далеки и от римских, и от австро-венгерских. Расширение Шенгена много говорит о сегодняшней Европе – и хорошего, и не очень. С одной стороны, это еще одно доказательство успешности проекта единой Европы, которая медленно, но верно расширяется, становясь пространством свободы – в самом буквальном, житейском смысле: захотел, сел и поехал. С другой стороны, институты единой Европы развиваются быстрее, чем общее самосознание. Есть Шенгенская зона, есть европейский рынок, значительная часть которого пользуется единой валютой – евро, есть многочисленные учреждения ЕС. Но слишком мало европейцев как таковых, ведь в большинстве своем они остаются немцами, французами, испанцами, венграми, чехами... Европейские элиты, настроенные в пользу интеграции, тянут свои народы вперед. Возможно, это на благо всех европейцев, но определенный риск с собой это несет – примерно тот же, который когда-то погубил Австро-Венгрию.
Ну, и еще одна сторона вопроса. А что же с теми, кому не посчастливилось пока попасть в шенгенский «рай»? Цены европейских виз для граждан окрестных стран растут, равно как и очереди в консульствах. Да и внутри «нового Шенгена», если судить по сообщениям хотя бы польской и чешской прессы, расширение безвизового пространства уже стало причиной более жестких полицейских проверок по отношению к «нешенгенским» иностранцам. Случилось так, что Шенгенская зона расширилась 21 декабря, в день рождения Сталина – человека, много сделавшего для того, чтобы 60 лет назад Европу разделил «железный занавес». Возможно, в этом есть немалая и неоднозначная историческая ирония.