Рекордные сборы – 50 миллионов долларов в прокате. Бюджет на рекламу (4,5 млн. долларов) сопоставим с бюджетом на производство (5 миллионов долларов). Прокатчик – «20 век. Фокс». Очевиден глобальный замах и глобальный контекст масскульта. В кино вернулись пожилые – впервые за 20 лет! – уверяют создатели. Изменив традиции дачных державных просмотров, в кинотеатр зашел и преемник с женой.
«Ирония судьбы 2» – очередной продюсерский успех троицы его создателей: Константина Эрнста, Анатолия Максимова, Тимура Бекмамбетова. Это продукт, который обладает политическим капиталом – практически с него стартовал объявленный в стране Год Семьи. Это и метафора нового времени, когда заложники сотовой связи живут в бессмысленном пространстве мобильных разговоров.
Молодежь – до 20 – признала фильм за свой и ржет там, где полагается. Тридцатилетние – в основном, просто веселятся и не заморачиваются. Те, кому за 50 – сокрушаются, тайно радуясь тому, что их любимцев-актеров возраст тоже не пощадил или брюзжат: зачем проза жизни в пошлой оболочке современного языка развенчала их рождественскую сказку. Эстеты и интеллектуалы – кривятся. Все просчитано. И с музыкой, и с реакцией, и с сотовой связью, и с судьбой. Эклектика, пазл, конструктор. Новое о старом, старое о главном, главное о новом.
И – ностальгия по-настоящему. В конце концов, у героев фильма почти всё – заимствованное, кроме материальных активов. Приключения – из прошлого, друзья – родительские, пьянка – и та понарошку. Нет своих страстей и своих глупостей. Только успешный менеджер ничего не имитирует, но отчего-то тоже проигрывает. Вечный абсолют – любовь – тоже конструируют из как будто бы изученной дисциплины про анатомию чувств. С помощью традиционных приемов – стреляют глазами, пугливо касаются, молчаливо приникают к двери. И с помощью спецэффектов в момент главного поцелуя пробка шампанского улетает во вселенную. Но химия любви – неизвестно откуда рожденная, сотканная из воздуха, пленительная в своей невыразимости и каким-то чудесным образом зафиксированная в «Иронии» доиндустриальной – в сиквеле-продолжении так и не ухвачена.
Ключевым во всей этой истории можно считать прекрасное слово «композитинг» (тем, кто успевает выхватить хоть что-нибудь из братской могилы титров после современного фильма, это слово знакомо). Композитинг – (от англ. compósiting – компоновка) – создание комплексного изображения из различных исходных материалов путём совмещения двух и более слоёв отснятых на кино- или видеоплёнку объектов, а также генерированных компьютерных имиджей и анимации. Широко применяется в современной компьютерной технологии для создания FX спецэффектов в кино, ТВ индустрии и дорогостоящей рекламе, когда необходимо идеально симулировать реальную действительность.
Отменявшие реальность «Дозоры» предвосхитили и композитинг судьбы. И ума. Холодного и расчетливого. Без души.