Многие мировые фондовые рынки открылись в среду ростом котировок после того как накануне Федеральная резервная система США объявила о снижении ставки на 0,75%. Ситуация на рынках Азии и Европы почти стабилизировалась, но эксперты все равно предупреждают, что падение фондовых индексов может продолжиться, точно так же, как и снижение ставки не спасет США от рецессии.
Впрочем, по мнению профессора Стэнфордского университета Михаила Бернштама, рецессия в США будет мягкой:
– Надо иметь в виду, что в последние десятилетия рецессии не превышали падение валового внутреннего продукта на 2%. То есть паника на финансовых рынках естественна. Но надо понимать, что масштабы такого экономического спада, в общем, не очень значительные.
– Что такое рецессия?
– Рецессия по формальному определению, принятому в Соединенных Штатах, это падение валового внутреннего продукта в течение двух кварталов, то есть шести месяцев. Если экономика не растет и даже падает в течение двух кварталов, это рецессия. Но если в течение года она растет, то это даже может не отражаться на годовых данных. Как, скажем, рецессия 2001-2002 годов – по годовым данным она не отражается, но, тем не менее, она была, потому что она захватила два квартала.
– Снижение учетной ставки сразу на три четверти процентных пункта каким-то образом сможет смягчить сейчас панику на биржах? Или это не связанные между собой меры?
– Они связаны, и смягчение произойдет. Но большой помощи эти меры принести не могут, потому что кризис происходит в банковском секторе, на кредитных рынках. Всякое снижение процента ведет только к увеличению денежной массы, но не обязательно превращается в увеличение кредита. Если банки напуганы потерями, они их списывают. Они не доверяют друг другу, не дают взаимных кредитов, не дают кредит в реальный сектор, не дают кредит малому бизнесу, не дают кредит крупным корпорациям. Естественно вполне, что эти меры, хотя они смягчают общую ситуацию, но они не дают значительного положительного эффекта. Но они могут привести к тому, что снова начнется перефинансирование в жилищном секторе и, соответственно, он может несколько подняться.
– А что случится с курсом доллара? Доллар будет продолжать падать или это падение остановится?
– Когда Федеральная резервная система снижает ставки, а Европейский центральный банк и Центральный банк Японии их сдерживают – естественно, доллар будет падать.
– Можно ли предсказать сейчас сколь сильным будет это падение?
– Такого рода предсказания очень опасны. Но можно сказать, что будет продолжаться плавное падение и может, в общем-то, дойти до 1,5 доллара за евро.
– Как бы вы охарактеризовали всю эту ситуацию в глобальном масштабе? Если говорить о мировой экономике, это предкризисное состояние, кризисное или это просто какие-то сезонные сложности?
– Посмотрим на мир, как на три круга. По обменному курсу экономика Соединенных Штатов занимает треть мировой экономики. Поэтому существует очень простой закон природы: когда Америка чихает, весь мир лихорадит. Так вот первый круг - это Соединенные Штаты, которые входят в рецессию. Второй круг - это развитые страны, то есть Европа, Япония, сейчас к ним присоединяется Китай, которые очень сильно завязаны на Соединенные Штаты. Соответственно, в Китае снизится рост, а в Японии и Европе может тоже начаться рецессия, особенно в Великобритании и Германии. Третий круг - это все развивающиеся страны, которые привязаны к Америке. Их рынки живут отраженным светом, остаточными деньгами, там колебания могут быть намного больше.
– Как эта ситуация отразится на обычных гражданах? Давайте возьмем две страны – Соединенные Штаты и Россию. Обычные жители этих стран почувствуют эти все экономические события?
– Безусловно, но через разные каналы. В Соединенных Штатах почувствуют за счет роста безработицы, за счет падения заработной платы – то есть инфляция будет превышать рост заработной платы, будет снижаться доход населения. Если будет рецессия 1,5-2% в год, то, соответственно, средний доход населения тоже уменьшится на 1,5-2% в год.
В России это другой канал. Дело в том, что половина бюджета зависит от цен на природные ресурсы, прежде всего, цены на нефть. В условиях мировой рецессии или снижения мирового экономического роста будут снижаться цены на природные ресурсы, будет страдать российский бюджет. Будут страдать бюджетники. Пенсии, здравоохранение, то есть все, что происходит из бюджета.
– Вы считаете, что цены на нефть в обозримом будущем упадут?
– Цены на нефть в обозримом будущем, скорее всего, упадут. Если Америка входит в рецессию, скажем, на 2%, то мировые цены на нефть падают на 5%.