Эксперты и правозащитники считают, что все 5 миллионов нелегальных мигрантов, занятых в России неквалифицированным трудом, могут оказаться в положении рабов, как это случилось с полусотней граждан Узбекистана, освобожденных накануне в ходе спецоперации МВД в подмосковном поселке Чулково. Данные о количестве «нелегалов» не являются официальными, однако мало кто сомневается, что официальные цифры далеки от истины. Среди потенциальных жертв незаконной эксплуатации не только взрослые, но и дети. Большая часть среди них - мигранты из бывших республик СССР, а также граждане Вьетнама и Китая.
«Трудно сказать, сколько вообще людей привлечено к рабскому труду, - говорит независимый эксперт Татьяна Холщевникова, - но дела, возбужденные по статье 127.2, которая как раз устанавливает ответственность за привлечение к рабскому труду или содержание в условиях, подобных рабству, говорит о том, что это не единичные случаи. Потенциально каждый нелегальный мигрант может стать жертвой торговцев людьми, поскольку не обладает никакой правовой защитой. Исследователи говорят о пяти миллионах нелегальных мигрантов на территории России. Потенциально все эти пять миллионов мигрантов могут быть подвержены рабскому труду. Думаю, что около миллиона человек [уже находятся в положении рабов]».
По словам эксперта, традиционно жертвами торговцев людьми становятся несовершеннолетние женщины. Однако все, что связано с организованной проституцией (а это в той или иной степени торговля людьми), не квалифицируется как рабский труд. «Если говорят о рабском труде, то в большинстве случае имеются в виду мужчины, используемые на сельскохозяйственных и строительных работах, - говорит Татьяна Холщевникова. - Оказалось, что Россия как раз и является страной приема, куда привозят этих людей, в частности, узбеков, таджиков, которые попадают здесь в рабство. Причиной является нестабильность экономики в этих странах. Деньги, которые большинство из них отправляет своим семьям, являются чуть ли не единственным средством для существования этих семей».
Председатель региональной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина считает, что государство не уделяет должного внимания проблеме рабства в стране. Законы есть, но их не исполняют, уверена она: «К сожалению, мы, совсем недавно начав заниматься трудовой миграцией, столкнулись с возрождением рабства в России. Оно дейстьвительно настолько широко распространено, что об этом можно говорить уже как о массовом явлении. Полурабские взаимоотношения - это абсолютно принятая, "нормальная" ситуация, когда люди не могут покинуть своих работодателей, потому что те не выплачивают им заработную плату, потому что они легально не оформлены и не могут обратиться в правоохранительные органы, и попадают в полную зависимость. Достаточно частой бывает такая ситуация, когда люди оказываются еще и под охраной, так сказать, физически не могут покинуть своих работодателей, и это относится даже не только к нашим бывшим соотечественникам. У нас сейчас есть «филиппинское дело»: гражданки Филиппин, которых приглашали как уборщиц в частные дома, попадали в полную зависимость от владельцев. И владельцы так это и воспринимали, потому что, жалуясь на то, что эти девушки покинули свои рабочие места, они говорят "сбежали". Как будто речь идет не о свободных людях, которые могут уйти, а о беглых рабынях».
Светлана Ганнушкина напоминает, что с 2002 по 2007 год в России действовал закон, когда наем иностранного работника «был настолько сложен, что вся эта структура ушла в нелегальную часть бизнеса. При этом, конечно, открылись колоссальные возможности получать огромные барыши. И теперь, когда закон изменился, то выяснилось, что работодатели терять эти свои колоссальные возможности не хотят. Бороться с этим крайне тяжело. Это связано с коррупцией, к этому привлечены, естественно, правоохранительные органы».