В среду был вынесен первый вердикт на процессе по делу о заключенном тюрьмы в Гуантанамо. Бывший шофер бин Ладена был признан виновным, но не по всем пунктам обвинения.
Через две недели после начала суда в Гуантанамо над бывшим шофером Усамы бин Ладена Салимом Хамданом, он был признан виновным в материальной поддержке терроризма. Вместе с тем комиссия из шести офицеров-присяжных, назначенных Пентагоном, сняла с Хамдана более серьезное обвинение в соучастии в подготовке терактов 11 сентября.
37-летний гражданин Йемена Хамдан был задержан в Афганистане в ноябре 2001 года и почти все это время провел в тюрьме Гуантанамо. Хамдана судила специальная военная комиссия созданная для рассмотрения дел подозреваемых в терроризме против США. Большинство наблюдателей сходятся в том, что Салим Хамдан – малозначительная фигура по сравнению с полутора десятками матерых террористов, которым также предстоит трибунал в Гуантанамо. Защита Хамдана утверждает, что быть шофером террориста номер один за зарплату в 200 долларов – это еще не значит принимать участие в террористическом заговоре. При задержании Хамдана на блокпосту в Афганистане у него в машине обнаружили две переносные зенитные ракеты. Судя по всему, этот эпизод лег в основу вынесенного ему вердикта.
Исход процесса над Хамданом многие считают пробой сил администрации США в решении судьбы 275 подозреваемых в терроризме, которые содержатся в лагере Гуантанамо. Как с этой точки зрения рассматривать частичное признание Хамдана виновным – как победу или неудачу администрации? Об этом рассуждает президент Национального института военной юстиции в Вашингтоне Юджин Файделл:
- Сейчас трудно сказать, кто выиграл, кто проиграл. Дело, я думаю, будет тянуться долго. Еще не вынесен приговор, а за ним, вероятнее всего, последует продолжительная стадия апелляции. Но жюри, на мой взгляд, очень скрупулезно рассмотрело дело Салима Хамдана, оправдав его по пяти пунктам обвинения из десяти предъявленных, включая самые серьезные, касающиеся участия в заговоре. Так что государственным обвинителям рано торжествовать.
- Многие, в том числе и опытные юристы, критикуют саму новую систему военных судебных комиссий, созданную специально для процессов над подозреваемыми в терроризме. Какова ваша точка зрения на этот счет?
- Для меня прежде всего вопрос состоит в том, почему делом Хамдана занимается военный суд? Оно могло бы с успехом рассматриваться в гражданском суде, при этом результаты были бы восприняты в обществе с большим доверием, как в США, так и в мире. Наши гражданские суды заслуженно пользуются великолепной репутацией. Мне кажется, что время подобных военных судов ушло. Такие комиссии в последний раз использовалась у нас на практике более 60 лет назад. О них большинство американцев знает только из ссылок на историю, если знает вообще. Откровенно говоря, я бы и оставил эту систему достоянием истории.
Юджин Файделл полагает, что диапазон наказания Салиму Хамдану в рамках ожидаемого приговора может простираться вплоть до пожизненного заключения.