В 2001 году Джордж Буш взошел на трибуну ООН всего через несколько дней после теракта 11 сентября. Он призвал тогда мир к борьбе с терроризмом и заявил, что США не успокоятся, пока его вдохновители не будут преданы правосудию. Прощальная речь Буша, который в январе покинет президентский пост, тоже пришлась на кризисный период. На этот раз речь идет о финансовом кризисе, угрожающему благосостоянию США и всего мира.
По словам представителей Белого дома, президент намерен изложить программу решительных действий, направленных на противостояние крупнейшей экономической угрозе, и призвать своих партнером к сотрудничеству для ее нейтрализации.
За восемь лет, прошедшие от одного кризиса до другого, взгляды Буша на ООН претерпели эволюцию от надежды на сотрудничество в рамках организации до глубочайшего разочарования и раздражения ее неспособностью добиться выполнения собственных резолюций; от попыток добиться решительных реформ ООНовской бюрократии, расследования коррупции в ее стенах до избрания Совета Безопасности в качестве главного инструмента решения иранской проблемы и разрешения российско-грузинского конфликта. Шесть лет назад Буш предупредил, что ООН может превратиться в ничего не значащую институцию.
Отношения администрации США с ООН комментирует известный американский политолог, вице-президент Лексингтонского института Дэниел Гуре: «Администрация Буша к концу своего срока явно двигалась в направлении Объединенных Наций. Осознав, что, несмотря на традиционный скепсис в отношении ООН, глубоко укоренившийся в американском сознании, существуют вопросы, которые проще и правильнее было бы решать посредством ООН. Взять хотя бы проблему иранских ядерных работ. Ведь даже если Москва заблокирует новые иранские санкции вопреки мнению большинства, то именно на нее будет впоследствии возложена ответственность за дальнейшее развитие событий».
По словам политолога, Белый дом осознал, что в ООН можно многого добиться, изменив к лучшему имидж США и выставив в неприглядном свете окружающих. Например, Россию, которая во время конфликта с Грузией осталась в Совете Безопасности ООН в одиночестве, поясняет Дэниел Гуре. «На мой взгляд, эффективность ООН остается очень ограниченной, поскольку эта организация, ее самый важный орган Совет Безопасности действует на основе консенсуса. Интересно, что главные решения по той же грузинской проблеме были приняты в результате переговоров за пределами рамок Совета. Очень часто он лишь заверяет достигнутые на стороне договоренности», - говорит политолог.
Помимо выступления на Генассамблее президент Буш в Нью-Йорке впервые встретится с новым премьер-министром Пакистана и обсудит с генеральным секретарем ООН ситуацию в Грузии, Афганистане, Бирме и Судане.
Грузинская тема наверняка станет одной из самых заметных во время заседаний. Во вторник вечером на сессии Генассамблеи выступит президент Грузии Михаил Саакашвили. Позже ему ответит министр иностранных дел России Сергей Лавров.
О том, как может выглядеть это противостояние в стенах ООН, рассуждает директор Центра глобальных исследований техасского Университета Шрайнера Рональд Хэтчетт:
- Аргумент России будет состоять в том, что после развала СССР внутренние границы, не имевшие большого значения во времена Советского Союза или Российской империи, не соответствуют историческим реалиям. Нам только предстоит узнать, разделит ли российскую точку зрения большинство членов мирового сообщества, представленного на Генассамблее ООН.
- Как в таком контексте выглядят аргументы и действия Грузии?
- У Грузии очень сильная поддержка в лице Соединенных Штатов и их близких союзников. США и ряд западноевропейских стран будут утверждать, что Грузия по праву требует сохранения в своем составе Абхазии и Южной Осетии, и что российская оккупация этих территорий противоречит воле большинства народа Грузии. Что Грузия делала только то, на что имеет право любое другое независимое государство - пыталась утвердить свой суверенитет над территориями, являющимися ее частью.
- В свою очередь Россия явно выделяет принцип «если Запад готов признать право Косова в одностороннем порядке провозгласить свою независимость от всеми признанной суверенной Сербии, тогда почему Абхазия и Южная Осетия не имеют такого же права?» Но прецеденты далеко не всегда являются основой разрешения международных проблем. Зачастую рецепт решенияпроблемы определяется конкретной ситуацией. В данной ситуации международное общественное мнение явно на стороне Грузии.
- В минувшие выходные США, Великобритании, Франции и Германии не удалось добиться предварительного согласия России на принятие новой серии санкций против Ирана. Должен ли Запад увязывать это с российско-грузинским конфликтом?
- Два дня назад пятеро бывших госсекретарей США участвовали в интересной дискуссии на телеканале CNN. В ходе ее каждый из пяти заявил, что Соединенные Штаты нуждаются в сотрудничестве с Россией для достижения своих стратегических целей, одна из которых сводится к предотвращению появления ядерного оружия у Ирана. Проблема Южной Осетии и Абхазии не должна стать препятствием для сотрудничества с Россией в таких вещах как ядерное нераспространение и экономическое сотрудничество в глобальном масштабе.
Профессор Хэтчетт считает, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе является более подходящим форумом для урегулирования конфликта на Кавказе, чем ООН.