Ссылки для упрощенного доступа

Россия и Грузия обвинили друг друга в провокации


Российское командование миротворческими силами в Южной Осетии отрицает свою причастность к обстрелу кортежа, в котором следовали президенты Грузии и Польши Михаил Саакашвили и Лех Качинский.

Несколько выстрелов со стороны одного из блокпостов раздались после того, как польский лидер попросил изменить маршрут следования кортежа и предложил осмотреть контролируемый российскими военными блокпост на границе с Южной Осетией. Об этом сам Качинский рассказал по прилете в Варшаву. Президент Польши находился с визитом в Грузии на торжествах, посвященных 5-летию «революции роз».

Показания очевидцев этого громкого инцидента разнятся. Кто-то говорит, что стреляли прямо в кортеж, но не попали, другие считают, что это были предупредительные выстрелы в воздух. Замминистра обороны Южной Осетии Ибрагим Гассеев также заявил, что его люди никаких выстрелов по кортежу не производили, а грузинская сторона просто распространяет дезинформацию.
Председатель комитета госбезопасности Южной Осетии Борис Аттоев уточнил, что южноосетинские пограничники в минувшее воскресенье действительно не пропустили на территорию республики кортеж президентов: «Колонна в 30 автомашин подъехала к пограничному посту, была перепалка между пограничниками и вышедшими из головной автомашины людьми, которые заявили, что это колонна президента Грузии Саакашвили, и они намерены проехать в Ленингори. Но Ленингори является территорией Республики Южная Осетия. Пограничники Южной Осетии не пропустили колонну».

Президент Саакашвили неоднократно заявлял, что Лех Качинский по сути спас Грузию в августе во время боевых действий вокруг Южной Осетии даже в большей мере, чем президент Саркози, поскольку, по его словам, именно польский лидер был организатором демарша руководителей пяти восточноевропейских государств, то есть самой Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Украины, которые в решающий момент, то есть 12 августа, когда российские танки стояли в 35 километрах от столицы, прилетели в Тбилиси и выступили на митинге. Михаил Саакашвили считает, что именно поэтому Москва отказалась от планов «захватить грузинскую столицу и арестовать президента страны».

В воскресенье президента Польши в Тбилиси приняли очень радушно. И поскольку это был визит солидарности, главы государств поехали в сторону села Метехи, где живут грузинские беженцы из Южной Осетии. О том, что произошло после, рассказал на пресс-конференции сам Михаил Саакашвили: «Дорога в Метехи проходит вдоль границы Ахалгорского района, который захвачен российскими войсками. По дороге я предложил гостю заехать в этот район, чтобы посмотреть на выставленные там незаконные посты. Но когда мы приблизились к Ахалгори, по нашему кортежу открыли огонь. Президент Польши вел себя очень мужественно. Меня интересует, что после этот будут говорить европейские политики, утверждающие что Россия выполнила соглашение Саркози - Медведева о прекращении огня».

Глава российского МИДа Сергей Лавров назвал утверждения грузинской стороны провокацией. «Когда президента приглашают на некий праздник в город Тбилиси, а потом сажают в машину и везут в другое государство, разве это не провокация? Никакой стрельбы с наших позиций, а также с позиций южноосетинских войск не велось», приводит слова Лаврова агентство РИА «Новости».


Глава комитета по информации и печати Южной Осетии Ирина Гаглоева заявила: «Мы не имеем к этому никакого отношения, и со стороны Южной Осетии никто не стрелял».


Инцидент с обстрелом президентского кортежа в Грузии широко обсуждается в Польше. Сначала президент Качинский уверенно обвинил в этом российскую сторону: он рассказал, что во время выстрелов слышал русскую речь, а российских миротворцев назвал «оккупантами XXI века». Вернувшись в Польшу, Лех Качинский уже не был столь категоричен: он попросил никого не винить в инциденте в Грузии, потому что маршрут, по которому ехал президентский кортеж, был изменен по его просьбе.

Спикер польского Сейма Бронислав Коморовский, комментируя в понедельник утром инцидент в Грузии, назвал его «малосерьезным» и заявил, что случившееся «негативно повлияет на польско-российские отношения».


Лидер фракции левых в парламенте, бывший министр обороны Ежи Шмайдзинский в свою очередь критически высказался о действиях окружения Качинского: «Президент и его команда, прежде всего охрана не должна была соглашаться на поездку в неизвестность, на такие пункты программы, которые заранее охранники не могли посетить и оценить, достаточно ли там безопасно».



Грузинские телеканалы показали кадры, снятые личным оператором президента Саакашвили. Отчетливо слышен, по крайней мере, один выстрел (вероятно, в воздух), слышна речь с осетинским акцентом и видно как лимузин с президентами спешно разворачивается на узкой дороге.

На пресс-конференции, один из иностранных журналистов, по сути, обвинил президента Саакашвили в том, что он специально все устроил, чтобы вызвать международный резонанс, и именно поэтому у Ахалгори кортеж президентов поджидала группа грузинских журналистов. Однако Саакашвили отверг обвинение, сказав, что инцидент снимал лишь его личный оператор, а журналисты находились в хвосте кортежа. С ним согласился и президент Польши. Он выразил уверенность, что если это и была провокация, то только с российской стороны.

Лех Качинский обратился к своим коллегам из Европейского союза с призывом немедленно отреагировать на случившееся, «пока не поздно».


Между тем шеф Бюро национальной безопасности Польши Владыслав Стасяк заявил, что воскресный инцидент является подтверждением того, что ситуация в регионе после российско-грузинского конфликта остается напряженной.
XS
SM
MD
LG