Ссылки для упрощенного доступа

«Новый патриарх - новая церковь»


Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Счетная комиссия Поместного собора Русской православной церкви объявила итоги голосования по кандидатам на московский патриарший престол. Новым патриархом Московским и всея Руси избран митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он набрал 508 голосов из 702-х возможных - то есть более положенной по уставу половины.



Выборы нового предстоятеля Российской православной церкви стали необходимыми после смерти патриарха Алексия II, который возглавлял РПЦ 18 лет. Тайное голосование прошло в храме Христа Спасителя.

Первоначально на московский патриарший престол рассматривались три кандидатуры: митрополит Минский и Слуцкий Филарет, местоблюститель патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл и управляющий делами Московского патриархата митрополит Калужский и Боровский Климент. Однако митрополит Филарет взял самоотвод, призвав своих сторонников голосовать за митрополита Кирилла.


На Архиерейском соборе митрополит Кирилл набрал 97 голосов из 198, управляющий делами Московского патриархата митрополит Климент – 32



Митрополит Филарет Минский
Cотрудник Института Восточной Европы в Бремене, специалист по Русской православной церкви Николай Митрохин напоминает, как развивалась интрига с выборами патриарха: «То, что митрополит Кирилл станет новым патриархом Московским, было очень трудно предположить еще два месяца назад, поскольку значительная часть церкви, если не сказать, что большинство верующих, духовенство и епископат относились к нему крайне негативно. И в качестве потенциального кандидата на патриаршество почти единогласно люди говорили о митрополите Филарете Минском. Но поскольку митрополит Филарет фактически отказался вести предвыборную кампанию и в итоге снял свою кандидатуру, то большая часть группы поддержки сошлась на митрополите Кирилле как на меньшем зле по сравнению с митрополитом Климентом. Последний показал себя в качестве, во-первых, крайне скучного церковного бюрократа, во-вторых, в качестве довольно агрессивной фигуры во время предвыборной кампании, когда очень жесткими методами взял под контроль делегатов от учебных заведений РПЦ.

Что будет с митрополитом, патриархом Кириллом в Русской православной церкви, сейчас можно сказать довольно определенно. Во-первых, можно ожидать его весьма жестких заявлений в отношении российского государства, требований новых финансовых преференций в отношении церкви с предоставлением новых прав. Удовлетворит российское государство эти требования или нет – сказать трудно. Возможно, некоторые подарки новому патриарху будут сделаны. С другой стороны, следует ожидать очень жесткой кадровой чистки в отношении корпуса епископата, в первую очередь изгнания ряда старых архиереев и замены их членами довольно обширной команды нового патриарха. В-третьих, позиция митрополита Кирилла как человека, в первую очередь отстаивающего интересы русских и российскую государственность, вызовет мало понимания со стороны других частей церкви, со стороны приходов, составляющих более половины всех приходов Русской православной церкви, расположенных на Украине, в Молдове и Белоруссии. В общем и целом, обозревая перспективу патриаршества митрополита Кирилла, можно констатировать, что это будет, пожалуй, самый скандальный патриарх в Русской православной церкви, во всяком случае, с момента становления патриаршества в 1918 году».


В итоге патриарха выбирали из двух претендентов: митрополита Кирилла и митрополита Климента
Насколько неожиданно было избрание митрополита Кирилла? Доцент Центра изучения религий Российского гуманитарного государственного университета Борис Фаликов убежден, что ничего неожиданного не произошло: «Эта победа стала очевидной уже в ходе Архиерейского собора, когда митрополит Кирилл набрал в три раза больше голосов, чем его основной конкурент митрополит Климент. Тогда решали архиереи, сейчас решали делегации, состояние из клириков, монашествующих, мирян, по одному от каждой епархии. Но вряд ли можно было ожидать, что эти люди проголосуют иначе, чем проголосовали их епископы. И то, что он победил с таким подавляющим перевесом, тоже не является чем-то неожиданным. Дело в том, что уже в ходе Поместного Собора третий кандидат – митрополит Филарет – снял свою кандидатуру в пользу митрополита Кирилла, и это уже свидетельствовало о многом. Потом и митрополит Киевский Владимир предложил не выдвигать от Поместного Собора дополнительного кандидата, хотя Собор имел такое право. И тут уже стало окончательно ясно, что Поместный Собор определился с будущим патриархом».

Доктором исторических наук Сергей Бычков полагает, что с избранием Кирилла РПЦ ждут неоднозначные перемены: «Конечно, впечатление довольно тяжелое, и не только у меня, я думаю, что и у многих глубоко верующих людей. Но, с другой стороны, какой народ, такая и церковь, и такого патриарха мы, наконец, себе и получили. Дело в том, что митрополит Кирилл человек очень деятельный, беспокойный, принадлежащий к породе реформаторов. У него, в общем, такая манера – все время что-то менять, перестраивать. Я думаю, что это может обернуться расколами, потому что многие из епископов, в том числе из зарубежных приходов, совершенно не приемлют все эти его реформаторские действия. Кирилл начинал как ученик митрополита Никодима Ротова, это был один из последних и любимых учеников митрополита. Поэтому я думаю, что следует ожидать самых тяжелых последствий. И потом меня печалит еще одна его черта: он постоянно видит вокруг себя врагов, а когда их нет, он их себе создает. Я боюсь, что в числе врагов могут оказаться не только люди, но и целые государственные структуры в нашей России. А вы знаете, что мы живем все-таки в очень непростое время, и отличительной чертой почившего патриарха был удивительным дар – он был миротворцем, умел мирить людей, умел к каждому найти подход, в нем не было резкости, жесткости, которые отличают митрополита Кирилла».


Некоторые наблюдатели усмотрели в выборах патриарха элементы светских политтехнологий
Философ-публицист, бывший депутат Верховного Совета РСФСР Виктор Аксючиц приветствует избрание нового патриарха: «В СМИ рассматривались очень разные варианты, и было множество суждений. Впервые выборы патриарха были открыты всему обществу. И очень многие высказывались вплоть до того, что были привнесены в эти выборы некоторые элементы светских политических технологий. Вместе с тем, произошло то, что произошло, и я поздравляю всех православных с избранием патриарха. И мы, церковные люди, должны принять это как должное, поддержать патриарха во имя единства Церкви. Ибо единство Церкви – это высшая ценность для нас. Не судить заведомо никого, но вместе с тем мы должны отдавать себе отчет, что патриарх в Русской православной церкви - первый среди равных епископов. У нас ведь не папская церковь. И напоминаю, что Церковь – это бого-человеческий организм, и вот то, что относится к человеческой организации, мы вправе обсуждать. И уже в новой реальности, которая началась с сегодняшнего дня, мы как раз поговорим о тех вызовах, о тех опасностях и возможностях, которые предстоят нам в будущем».

Лидер «Международного евразийского движения» Александр Дугин рад наступлению новой эпохи: «Владыка Кирилл, сейчас новый патриарх всея Руси, - это фигура грандиозная, это пассионарий, это активист, это человек глубоко идеологический, как можно назвать Златоуста идеологом православия, это - идеолог современного русского православия, фигура, сопоставимая с величайшими, на мой взгляд, святителями Русской православной церкви. Конечно, вместе с ним начнутся новые времена. Он человек активный, волевой, богобоязненный, преданный своей церкви, преданный своему народу. Я вообще думаю, что эта фигура в социальном смысле сейчас просто намного более серьезная, более влиятельная, более фундаментальная, чем большинство наших общественных и политических деятелей».

Новый патриарх избран
Виктор Аксючиц полностью поддерживает такую характеристику, но напоминает, что перемены не всегда шли на пользу церкви: «Мне почему-то вспоминается патриарх Никон. Вспомним, что те реформы, которые он начал проводить, были разработаны на избранной при царе Раде, членом которой был будущий патриарх Никон. И представим себе, если бы эти реформы проводились без лишней активизации, без лишнего волюнтаризма, без резкости, которая была присуща патриарху Никону, и не было тогда раскола».

Полностью прослушать или прочитать дискуссию Виктора Аксючица и Александра Дугина в программе Владимира Кара-Мурзы «Грани Времени» вы можете здесь.
XS
SM
MD
LG