Директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар считает, что над Россией нависла вполне реальная угроза экономических катаклизмов. И хотя Центробанк предпринимает определенные шаги, чтобы сохранить банковскую систему, в ближайшие 3-4 года, заявил сегодня Гайдар, экономические риски останутся.
Эксперт по переходной экономике и бывший реформатор - не единственный, кто заговорил в начале наступившего года о возможном кризисе. Результатом жесткой денежной политики Центробанка, который всеми доступными средствами пытался не допустить роста инфляции и побороть последствия бюджетных трат, стал дефицит рублевой ликвидности в банковском секторе.
Гайдар, как и многие другие экономисты, увидел угрозу для банковской системы в возрастающих займах на внутреннем рынке и, самое главное, зависимости плажеспособности России от мировых цен на нефть. По словам эксперта, сегодня правительство «выстроило систему бюджетных обязательств таким образом, что при падении цен на нефть даже до 25 долларов за баррель возникнут тяжелые последствия с бюджетом, платежным балансом и поддержанием стабильности национальной валюты.»
Впрочем, до 2008-2010 годов спокойно отбиваться от экономического кризиса стране позволят накопленные в Стабилизационном фонде и резерве ЦБ деньги. Потом формировать бюджет надо будет осторожнее, считает экономист. Например, не повышать стоимость нефти в прогнозе выше 20 долларов за баррель. Ведь, чтобы победить инфляцию, надо как можно больше «лишних» денег запереть в Стабфонде или где-нибудь еще.
Что же касается самого банковского сообщества, то ему, кроме кредитных рисков, по мнению Гайдара, ничего не угрожает. Эксперт считает опасность, связанную с возможной в будущем конкуренцией отечественных банков с иностранными, преувеличенной. По его мнению, российский финансовый сектор с этой ситуацией вполне справился бы, а пользу от настоящей конкуренции в ритейле ощутили бы на себе вкладчики.
Однако сами банкиры со специалистом по переходной экономике соглашаться не спешат. На последней встрече представителей сектора с Владимиром Путиным и главой ЦБ Сергеем Игнатьевым в Екатеринбурге в прошлом году, банкиры вновь говорили президенту об опасности допуска на российский рынок иностранных представителей. Мол, вступить в ВТО, безусловно, необходимо, но не ценой обвала отечественной банковской системы.
С другой стороны, можно вспомнить, кто выиграл и проиграл во время последнего банковского кризиса летом 2004 года. Тогда в результате чистки в банковских рядах в выигрыше остались лишь государственные кредитные институты и прежде всего Сбербанк и Внешторгбанк. Последний даже смог в разгар кризиса нарастить свои активы.