Ссылки для упрощенного доступа

Виктор Литовкин: "Военная реформа не решила главный вопрос - сколько будут платить контрактнику"


Программу ведет Михаил Фролов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Михаил Саленков.



Михаил Фролов: С первого апреля в России начинается очередной призыв в армию. Как отмечают правозащитники, ни один из них еще не обошелся без нарушений.



Михаил Саленков: Правозащитники, проводившие мониторинг нарушений прав призывников, отмечают, что ситуация в 2005 году несколько улучшилась. Тем не менее, большинство проблем, связанных с призывом, остаются.


Исследование провели в 20 регионах России. Получили более 10 тысяч откликов. Выяснили, что наиболее плохо дела обстоят в Калининграде и Москве. Каждому из обратившихся молодых людей или их родителей была оказана помощь. В первую очередь, это юридическая консультация.


Об основных выявленных в ходе мониторинга нарушениях рассказал сотрудник региональной общественной организации «Правозащитный союз Республики Карелия» Игорь Пальцев...



Игорь Пальцев: Первое - это все, что касается нарушения сроков и порядка вызова призывников в военные комиссариаты. Вторая группа - различного рода дезинформация призывников, то, что происходит в военкоматах, даже и в средствах массовой информации, где выступают представители военных комиссариатов и дают просто ложную и не соответствующую законам информацию. Третья группа, тоже большая, - это все, что связано с медицинскими проблемами, когда на службу призываются просто больные люди, которых надо лечить, ну, по крайней мере, нельзя туда направлять. И последняя группа нарушений - это различные нарушения, когда призывают граждан, имеющих отсрочки. В общем, стоит отметить, что по сравнению с прошлыми периодами есть положительная динамика ни сколько в том, что количество нарушений стало снижаться, сколько в том, что органы власти стали все-таки замечать, что общественный контроль есть, стали с этим уже считаться, это принесло какие-то свои уже положительные моменты.



Михаил Саленков: Татьяна Кузнецова из Межрегиональной общественной организации помощи военнослужащим «Солдатские матери» рассказала о наиболее частных нарушениях во время весеннего призыва. По ее словам, и в этот раз их не удалось избежать.



Татьяна Кузнецова: Весенний призыв всегда отличается тем, что его выполняют за счет студентов, имеющих законные отсрочки. Я просто хочу напомнить, что военкоматы могут вызвать их только на призывные мероприятия после окончания действия этой отсрочки. А согласно 22-й статье закона о воинской обязанности для них мероприятие начинается только со следующего призыва - с 1 октября, потому что практически все учебные заведения заканчивают работать 30 июня или где-то в начале июля за редким исключением. Их даже не имеют право вызывать в военкоматы на призывные мероприятия. Для всех остальных категорий граждан тоже все призывные мероприятия начинаются только после 1 апреля, в том числе медицина, потому что военкоматы, военные постоянно говорят, что мы имеем право вызывать на медицинские мероприятия уже с февраля. С этим я столкнулась буквально на днях. И они мне все утверждают, что да, на медицину мы их вызываем, потому что имеем право. Я еще раз хочу сказать: все их права по поводу призывных мероприятий начинаются с 1 апреля.



Михаил Саленков: Татьяна Кузнецова добавила, что правозащитники продолжают следить за соблюдением прав молодых людей во время призыва в российскую армию, и по итогам 2006 года выйдет новый сборник.


В то же время российское правительство одобрило предложение Министерства обороны об отмене девяти отсрочек от армии.


Согласно этому решению теперь призыву подлежат граждане, постоянно ухаживающие за родственниками-инвалидами; молодые отцы, имеющие ребенка до трех лет. Лишаются отсрочки лица, получающие образование в учебных заведениях силовых структур, а также постоянно работающие в сельской местности врачи и работники государственных предприятий.


Одной из главных причин такого решения наблюдатели называют сокращение с 2008 года срока службы с двух лет до одного года.


Изменят ли российскую армию в лучшую сторону эти коррективы? Мнение эксперта российского информационного агентства «Новости» Виктора Литовкина.



Виктор Литовкин: Какое-то рациональное зерно есть, безусловно, в том, что отменяются отсрочки для, например, преподавателей средних школ в сельской местности, врачей из сельской местности, потому что, ну, как правило, люди пользуются этими отсрочками, но они в деревню не едут и там не работают. Или, например, прописываются в сельской школе где-нибудь, там, в Домодедовском районе, а работают в Москве и так далее. Это возможность укрыться от призыва. А в принципе дело не в отмене отсрочек и дело не в том, что какие-то отсрочки должны быть, какие-то не должны быть. Надо создавать приемлемые условия для службы в армии. Если казарма будет общежитием, если воинский коллектив будет коллективом друзей, единомышленников, товарищей, а не согнанным в кучу пушечным мясом и бесплатной рабочей силой, которая неизвестно что делает и на которую постоянно матюгами кричат офицеры, то армия, наконец, начнет подниматься с колен.



Михаил Саленков: А сокращение срока службы с 1 января 2007 года и потом с 1 января 2008 года - это приведет к улучшению?



Виктор Литовкин: Нет, это не приведет к улучшению ситуации, просто это признание того, что два года человеку нечего делать в армии, бездельничать. Просто можно осваивать многие воинские специальности за полгода, этого достаточно вполне, а потом укреплять полгода, и потом создавать специальные курсы для резервистов, которых у нас сегодня не существует. Полгода будет служить, год или полтора, или два - при таком отношении к людям, все равно будет дедовщина, все равно будут нарушения устава и так далее, и тому подобное. Потому что нарушения устава идут сверху вниз. Дедовщина - это не зуботычины, это отсутствие правового сознания, отсутствие уважения к личности. Если Министерство обороны ежедневно каждого офицера наказывает на 50 рублей, которые ему положены по пайку, недодает ему, о чем можно говорить?



Михаил Саленков: Довольно распространенное мнение - это то, что российская армия должна перейти на контрактную основу, и министр обороны Сергей Иванов заявил, что к 2008 году, если я не ошибаюсь, 80% российской армии будет состоять из контрактников. Вы за или против?



Виктор Литовкин: Конечно "за". Дело в том, что это лукавые цифры. Когда он говорит о 80% контрактников, это включаются офицеры и прапорщики, которые тоже являются контрактниками, а федеральная целевая программа перевода частей постоянной боевой готовности на преимущественно контрактный принцип комплектования утверждает, что таких должно быть 50% среди солдат и сержантов срочной службы. Но мы знаем, какая извращенная практика существует в создании вот таких контрактных частей. Человек служит год, и его заставляют подписать контракт. Это никакой не контрактник. Это люди, которые не приходят с гражданки, это солдаты срочной службы отслужили, их под давлением командира заставляют выполнить этот план по контрактнику. И, отслужив два года, которые положены по срочной службе, они делают все возможное, чтобы уйти из армии под любым предлогом.



Михаил Саленков: Вот в этой военной реформе, которая предложена Министерством обороны, все хорошо или есть свои недостатки?



Виктор Литовкин: Не решен главный вопрос - не понятно, сколько будут платить контрактнику и насколько это будут реальные цифры, соответствовать конкурентоспособности его профессии воинской на рынке труда. Вот это главная проблема, которая есть. Если в армию будут загонять, а не выбирать человека по его призванию, по его желанию служить, то ничего не изменится.



Михаил Саленков: Напомню, что весенний призыв в армию начинается в субботу, 1 апреля, и заканчивается, согласно российскому законодательству, 30 июня.


XS
SM
MD
LG